Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 января 2008 г.

Александр Осипович | The Wall Street Journal

Это вам не Голливуд: в России кино пропагандирует государственную власть

Сюжет стопроцентно голливудский. Сексапильная дамочка-суперагент носится по всей планете, преследуя упертого террориста, который спрятал атомные бомбы в четырех крупных городах мира и собирается их подорвать. Кульминация - их поединок в пакистанской крепости, покуда начальство героини нервно отсчитывает секунды до взрыва в своем штабе, оборудованном по последнему слову техники.

Но это не свежайший боевик от Джерри Брукхаймера, а картина российского производства под названием "Код Апокалипсиса", и ее героиня Дарья работает в ФСБ - ведомстве, которое пришло на смену КГБ. Штаб расположен, как предполагается, на Лубянке - в реальном здании в центре Москвы, которое когда-то было штаб-квартирой ненавистной тайной полиции Сталина.

Продюсер картины Сергей Баженов говорит, что хочет вернуть в российское кино "идеологию", как он сам выражается. "Мы не утверждаем, что события советской эпохи необходимо обелить, - сказал Баженов в недавнем интервью. - Но очень многое искажено, и какое-то время кинематографисты снимали все, что хотели, обходясь вообще без идеологии. В результате получались попросту антироссийские фильмы".

Баженов возглавляет организацию, которая называется Фонд поддержки патриотического кино. Она-то и собрала 15 млн долларов на съемки "Кода Апокалипсиса". Сидя в офисе, увешанном яркими афишами фильма, Баженов уверяет, что для российского кино естественно поощрять проправительственные чувства. "Здесь, как и в любой другой стране, у людей просто есть врожденные патриотические чувства", - отметил он.

Сегодня кажется, что патриотизм в России повсюду. По данным соцопросов, около 80% населения одобряют фигуру Владимира Путина - лидера, под властью которого семь лет продолжается экономический рост (в том числе благодаря высоким ценам на нефть) и восстанавливается влияние России на мировой арене.

Российский бум возродил и местную киноиндустрию. В 1990-е годы производство российского кино застопорилось, и кинотеатры мало что могли предложить зрителю помимо голливудской продукции. Но в последние несколько лет эта сфера переживает возрождение, особенно после того как доморощенный блокбастер - мистический триллер "Ночной дозор" (2004) - доказал, что российские фильмы могут быть коммерчески успешными.

Фонд поддержки патриотического кино был учрежден в 2005 году двумя ассоциациями, представляющими интересы ветеранов вооруженных сил и спецслужб. В его попечительский совет - который Баженов охарактеризовал как "группу лоббистов", которая помогает привлекать инвестиции - входят заместитель директора ФСБ и несколько депутатов российского парламента. Баженов, ранее работавший на телевидении, говорит, что был привлечен к работе благодаря своему опыту в финансовой сфере.

Хотя сам Путин не поддерживает этот фонд напрямую, в попечительском совете заседает один из ближайших соратников президента - Сергей Чемезов, глава государственной компании "Рособоронэкспорт", работающей в сфере оборонной промышленности. Среди попечителей есть еще одна видная фигура - миллиардер Виктор Вексельберг, занимающий в стране 10-е место по величине своего состояния, если верить российской версии журнала Forbes. Холдинг Вексельберга, компания "Ренова", и "Рособоронэкспорт" внесли значительный вклад в финансирование "Кода Апокалипсиса" - фильма, который стал для фонда дебютным, а также самым масштабным (под эгидой фонда также снято несколько документальных фильмов).

Баженов не разглашал подробностей о планах фонда на будущее, сказав лишь, что следующий проект, возможно, будет заметно отличаться от "Кода Апокалипсиса", который позиционировался как российский ответ на сагу о Джеймсе Бонде. Один из вариантов - исторический фильм, сказал он.

Продюсер подчеркнул, что его главная задача - делать патриотические фильмы, которые больше походили бы на голливудские блокбастеры, чем на советскую пропаганду. "Зритель голосует рублем, - поясняет Баженов. - Это самое главное, и мы это понимаем. Сегодня людей в кинотеатры насильно не загонишь".

"Код Апокалипсиса" вышел в прокат 4 октября после грандиозной рекламной кампании и две недели являлся самым кассовым фильмом в России, собрав без малого 8 млн долларов (по данным сайта киноиндустрии Film.ru). Таким образом, свой 15-миллионный бюджет он не оправдал, хотя Баженов говорит, что, по его предположениям, фильм окупится с учетом доходов от проката за границей, продажи DVD и прав на показ по телевидению.

Критики разругали "Код Апокалипсиса" в пух и прах. Московская версия журнала TimeOut удостоила его одной звездочки из пяти возможных и заявила, что смотреть его - все равно что щелкать телевизионным пультом, то и дело переключаясь с несмешных государственных новостей на какой-то несмешной, посредственный боевик начала 1990-х или на несмешную пародию о "Джеймсе Бонде в юбке". Сайт KinoKadr.ru провозгласил: "Это знак того, что жанр "патриотического" кино - синоним неумелой, банальной работы".

Рядовые зрители были более милосердны. "Мне фильм понравился, особенно потому, что мир наконец-то спасли русские", - написал некий посетитель на KinoMania.ru.

"Код Апокалипсиса" - не единственная новая российская кинокартина с патриотическим уклоном. Через месяц после его премьеры еще одна грандиозная рекламная кампания возвестила о выходе в прокат фильма "1612" - сумасбродной исторически-приключенческой картины, кульминация которой совпадает с ключевым моментом российской истории: победой в XVII веке над польской армией, которая заняла было Москву. Фильм вышел в прокат накануне Дня народного единства - государственного праздника, учрежденного в честь этой победы.

Хотя "1612" снят не фондом Баженова, его продюсер - человек со столь же безупречной репутацией патриота: Никита Михалков, знаменитый актер и режиссер, у которого, как считается, отличные связи в Кремле. В октябре Михалков воспел президента в телевизионном документальном фильме "55", который был показан в день 55-летия Путина, а также вместе с несколькими другими деятелями искусств подписал открытое письмо, где Путина призывали остаться на третий срок. Согласно российской конституции, Путин должен в нынешнем году сложить с себя полномочия, хотя многие полагают, что он изыщет какой-нибудь способ сохранить свое влияние. В декабре Путин привел прокремлевскую партию "Единая Россия" к победе на парламентских выборах, которые широко воспринимались как референдум о его руководящей деятельности.

Некоторые восприняли фильм "1612" как пропаганду на общественных началах Дня народного единства - праздника, который был учрежден Кремлем всего два года тому назад, так что очень многие пока не уяснили, что он существует. "Праздник потребовалось упрочить, так как людям было не совсем ясно, почему от них требуется любить президента и правительство и почему этот праздник следует отмечать", - сказал в телефонном интервью Антон Долин, кинокритик еженедельника "Московские новости".

Режиссер "1612" Владимир Хотиненко отрицает, что его картина была проектом Кремля. "Ни о каких идеологических директивах не было и речи", - сказал он в телефонном интервью. Он добавил, что давно хотел снять фильм об этом периоде и схватился за шанс, когда Михалков предложил ему эту идею.

Но Долин полагает, что фильмы типа "1612" и "Кода Апокалипсиса" - это часть идеологической кампании, призванной укрепить базу власти Путина, и другие подобные картины уже на подходе. "Сейчас пошел такой вал, - поясняет Долин. - Людям нравится тот факт, что руководитель у них один и никто другой за его место не соперничает. Так что всех все устраивает, и в результате возникает спрос на такие фильмы".

Возможно, российским кинозрителям следует ожидать больше таких сцен, как развязка "Кода Апокалипсиса". Когда Дарья, растрепанная, но победоносная, после своей победы в поединке покидает пакистанскую крепость, ей попадается группа американских солдат, которые, не подозревая, что тут произошло, уже готовы ее прикончить. Но тут на выручку Дарье приходят российские ВВС, и вертолет, увозящий ее, исчезает вдали под звуки жизнерадостной музыки.

Этот финал вдохновлен сходными сценами голливудских боевиков, признал Баженов. "Мы сыграли в ту же игру, - сказал он, - и это сработало".

Александр Осипович - писатель, постоянно проживающий в Москве

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru