Премьер-министр Путин мечтает о "Советском Союзе в облегченном варианте", утверждает The Washington Times, подразумевая проект Евразийского союза. Этот блок будет держаться не на идеологии, а на торговле, отмечает журналист Питер Леонард.
В Европе идея региональной экономической интеграции сейчас поблекла под натиском кризиса. Напротив, некоторые бывшие республики СССР, чья экономика так и не окрепла за 20 лет независимости, приветствуют амбициозную затею Путина, говорится в статье.
Идею Евразийского союза впервые подал президент Казахстана Назарбаев в начале 1990-х, но тогда она была преждевременной. Со своей стороны, Путин заявил, что создание Евразийского союза к 2015 году - приоритетная внешнеполитическая задача.
По мнению автора, если потенциальные члены союза надеются на материальную помощь Москвы, их ожидает жестокое разочарование. В настоящее время Россия считает, что помощь бывшим республикам СССР следует монетизировать, заметил Иван Сафранчук из МГИМО.
Соглашение о едином экономическом пространстве дает России доступ к 30 млн потребителей в Белоруссии и Казахстане, а для этих стран расширяет доступ на российский рынок. Риск в том, пишет автор статьи, что российские производители могут оказаться вытесненными, так как в Белоруссии и Казахстане производственные расходы относительно ниже.
Не исключено, что позже к соглашению о свободе торговли присоединятся Киргизия и Таджикистан. Другие бывшие республики СССР относятся к идее настороженно.
Не стоит ожидать, что Евразийский союз станет политическим проектом, говорит Дмитрий Тренин, директор Carnegie Moscow Center. Руководство Казахстана не желает поступаться суверенитетом, а белорусский народ - присоединяться к России, полагает он. "И все же у соседей России, возможно, есть основания опасаться попыток Кремля восстановить политическое господство", - пишет автор, ссылаясь на документ МИДа РФ от 2000 года о стратегии России.