Ответственные за теракты в российском Волгограде еще не заявили о себе, хотя их личности вряд ли кого-то удивят. Как только их организаторы будут установлены, Китаю потребуется 36-летний план борьбы с растущей угрозой, которая к 2050 году сосредоточится по обе стороны его границы с Россией, говорится в статье для UPI публициста Джеймса Замуолта, в прошлом офицера Корпуса морской пехоты США.
Китаю еще предстоит увидеть, как изолированная террористическая угроза внутри его границ меняется под воздействием куда более серьезной угрозы из России, говорится в статье.
Пекину известно, что такое борьба с сепаратистскими выступлениями. Правительство издавна притесняло уйгуров - тюрокоязычных мусульман из пограничного с Россией региона Синьцзян. С апреля 2013 года в этом районе в столкновениях погибли более 90 человек, сообщает автор.
Уйгуры веками жили на китайско-российской границе, пользуясь широкой автономией из-за неспособности китайских властей их контролировать. В начале XX века на территорию Китая, заселенную уйгурами, несколько раз вторгались советские войска под предлогом подавления мусульманских восстаний. Однако к середине столетия Пекин попытался установить единоличный контроль над регионом, полагая, что источником беспорядков является сама Москва. В это же время правительство стало переселять в Синьцзян этнических ханьцев, чтобы насильно ассимилировать уйгуров в китайское общество.
В XXI веке Китай, несомненно, будет следить за демографической ситуацией в России, уверен Замуолт. В настоящее время не утихают споры о том, как демография скажется на облике России к середине столетия. Как утверждают некоторые эксперты, более высокая рождаемость у мусульман вкупе с притоком мусульман-мигрантов приведет к тому, что к 2050 году коренные русские окажутся в меньшинстве. Как бы то ни было, в будущем доминирующее влияние ислама в России станет реальностью.
В случае если это произойдет, китайский Синьцзян также попадет в сферу интересов российских исламистов, чья цель - создание халифата, не сдерживаемого государственными границами, сообщается в публикации.
За 14 веков своего существования ислам заработал репутацию жесткой религии, требующей обращения неверных в свою веру или их истребления, тогда как, за исключением разве что Крестовых походов, немусульманские правительства редко объединялись перед лицом исламской угрозы, сожалеет обозреватель.
"В XXI веке Россия и Китай еще испытают на себе последствия того, что не усвоили этот урок, - предрекает Замуолт. - К несчастью, преуменьшая исламскую угрозу, США уже столкнулись с этим".