Худна (прекращение огня) окончена, заявил The Jerusalem Post Бессам Саади, лидер палестинской террористической организации "Исламский джихад" в городе Дженин.
Террористическая ячейка Саади взяла на себя ответственность за теракт-самоубийство, проведенный в понедельник вечером в Кфар-Яваце, в результате которого был убит 65-летний Мазаль Афари. Теракт совершил 22-летний Ахмед Йихье, проживавший в поселке около Дженина.
Это был первый теракт-самоубийство за 9 дней, прошедших после объявления об одностороннем прекращении огня со стороны "Хамас" и "Исламского джихада". Впрочем, другие палестинские группировки продолжали спорадические атаки на Израиль.
"Так как Израиль не выполнил условия худны, "Исламский джихад" и "Хамас" не могут сидеть сложа руки и соблюдать прекращение огня; атаки возобновятся", - заявил Саади по телефону.
Однако Мухаммед аль-Хинди, представитель "Исламского джихада" в секторе Газа, опроверг информацию о какой-либо связи теракта с его группировкой и пообещал, что "Исламский джихад" продолжит соблюдать статус прекращения огня, который так и не был признан Израилем.
Чиновники министерства обороны Израиля с самого начала подчеркивали, что Израиль ни в коей мере не признает заключенную палестинскими группировками худну и возлагает всю полноту ответственности за поддержание порядка на территориях на палестинского министра безопасности Мухаммеда Дахлана.
В это время Израиль продолжал охоту на палестинцев, подозреваемых в террористических намерениях, в районе Дженина, который традиционно считается центром самых радикальных и жестоких взглядов в секторе Западного берега. Два дня назад в Кабатье были арестованы пять членов "Исламского джихада".
Но, по словам Саади, даже не бесконечное преследование израильской армией террористов, а отказ правительства освободить заключенных - членов "Исламского джихада" и "Хамас" - "заставил нас продолжить борьбу". "После освобождения территорий вопрос об освобождении заключенных для нас важнее всего", - подчеркнул он.
Палестино-израильские переговоры застопорились на одном из главных требований палестинской администрации, согласно которому Израиль должен отпустить членов "Исламского джихада" и "Хамас", находящихся в израильских тюрьмах, то есть тех людей, у которых, по мнению Израиля", есть "кровь на руках". Источники в "Фатх" сообщили в начале этой недели, что согласие палестинских террористических группировок на прекращение огня было обусловлено их уверенностью в том, что палестинская администрация добьется освобождения всех заключенных. Однако попытки палестинского премьер-министра Махмуда Аббаса и министра безопасности Дахлана убедить Израиль в необходимости освобождения заключенных натолкнулись на каменную стену.
Полковник Шалом Харари, бывший советник израильского министра обороны по палестинским делам, не удивлен противоречиями в заявлениях различных представителей "Исламского джихада" и поведением политиков ПА. "Перед нами стоит глобальная проблема: нет ни одной структуры, с которой мы могли бы работать, - заявил он. - ООП на протяжении длительного времени пытается спрятать исламистские движения, как будто их не существует".
Как заявил Харари, только палестинская администрация в состоянии прекратить деятельность радикальных террористических группировок, конфисковав на Западном берегу и в секторе Газа все незаконное оружие. "Иначе нам просто будет не о чем и не с кем говорить, потому что мы станем свидетелями новых бесчисленных атак, аналогичных тем, что предпринимались в прошлом".
В то же время он отметил, что из-за нестабильности палестинского общества и политики игнорировать исламистские группировки во время будущих переговоров и так называемого окончательного урегулирования также очень опасно. "Одна ООП ? это не та структура, с которой можно вести окончательные переговоры", - сказал Харари.
После начала палестинской интифады в сентябре 2000 года силы безопасности Израиля арестовали в Дженине около 220 террористов "Исламского джихада" и убили около 90 боевиков. Об этом сообщают палестинские источники.
Однако, несмотря на усиление контртеррористических операций в этом районе, Саади утверждает, что "Исламский джихад" сохраняет "абсолютный контроль над активистами в районе Дженина. Приказ о начале атаки был дан только после консультаций с руководством".
Последний теракт был призван, в частности, опровергнуть слова главы израильского генштаба Моше Яалона, который на прошлой неделе сделал неоднозначное заявление о том, что "мы (израильтяне) победили".
"Эта так называемая победа Израиля заставила нас показать, что палестинская борьба еще не окончена и что мы никуда не исчезли. Мы так привыкли к смерти, лишениям, расставаниям с близкими, что нам нечего терять, если мы продолжим борьбу", - сказал Саади и добавил, что последний теракт был "только сдержанной реакцией на удары Израиля. Это прямое предупреждение Израилю, что, если он продолжит наступать на нас, прекращение огня будет окончено". Под наступлением Саади понимает любое присутствие Израиля на Западном берегу.
Поддержка " Исламского джихада" местным населением - один из факторов, которые затрудняют борьбу с этой террористической группировкой. Общество покрывает террористов, создает живой щит вокруг разыскиваемого боевика, чтобы защитить его, люди выходят на улицы с ножами и "коктейлем Молотова" в руках, подчеркивает Харари.
Саади отвергает призывы палестинских лидеров (в основном, представителей "Фатх" и других светских течений) о переводе интифады на мирные рельсы. "Израиль и американцы будут обращать на нас внимание только в том случае, если мы продолжим насилие и борьбу. Единственное, что нам остается делать, - ждать, пока не придет пророк Мухаммед и не спасет нас".