Встреча, которая произошла сегодня в Джакарте, была волнующим событием и для Чарльза Роберта Дженкинса, и для его дочерей - Мики и Белинды. Их прилета из Северной Кореи с нетерпением ожидала Хитоми Сога, жена Дженкинса и мать девочек. Они не видели друг друга целых два года. Вчера окруженная журналистами Сога сказала, что она хочет поскорее обнять мужа и провести несколько часов в тишине с дочерьми. Она до сих пор винит себя в том, что не была "такой матерью, какой следует быть".
Однако эта встреча - не просто воссоединение семьи. Ее предыстория уходит корнями в эпоху холодной войны.
Роберт Дженкинс, бывший сержант американской армии, исчез в январе 1965 года, в тот момент, когда нес дежурство по патрулированию демилитаризованной зоны между Северной и Южной Кореей. Тогда был еще жив Уинстон Черчилль, группа "Битлз" только начинала свои выступления, и Англии еще предстояло выиграть футбольный Кубок мира. С тех пор Дженкинс не покидал Северную Корею.
Судьба его жены сложилась не менее трагично. Ее похитили северокорейские спецслужбы на японском острове Садо в 1978 году, когда она делала покупки в магазине, а затем переправили в Северную Корею, где заставили обучать корейских шпионов японскому языку и японским обычаям.
Их дочери, ныне студентки элитного Пхеньянского университета иностранных языков, никогда не выезжали из Северной Кореи.
По примитивным стандартам Северной Кореи жизнь семьи была весьма роскошной. Заключение в чужой стране закончилось для Сога в сентябре 2002 года, когда премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми договаривался с северокорейскими властями о том, что Сога и другим четырем похищенным японским гражданам будет разрешено вернуться на родину.
Дженкинс не последовал за своей супругой, испугавшись, что, как только он приедет в Японию, его сразу арестуют и выдадут США. Все дело в том, что Северная Корея и США пришли к договоренности, что Дженкинс был дезертиром, который 40 лет назад бросил своих товарищей и перебежал на другую сторону границы. При этом он сам всегда утверждал, что был похищен и затем подвергнут "промыванию мозгов", после чего стал звездой северокорейских пропагандистских фильмов антиамериканской направленности. Однако американцы до сих пор хотят судить его по пяти пунктам обвинения в дезертирстве.
И несмотря на многократные обращения Коидзуми, администрация Буша отказалась сделать для Дженкинса исключение и освободить его от судебной ответственности. Именно поэтому воссоединение семьи произошло именно в Индонезии. У Джакарты нет соглашения с США о выдаче американских граждан, поэтому Дженкинс будет находиться там в полной безопасности.
На трагедию, которую пережила эта семья, откликнулась вся Япония. Поэтому вчера вечером в честь прибытия Сога в Джакарту в отеле был организован такой большой прием, который устраивается только во время прибытия глав государств.
На одной стороне вестибюля разместились телеоператоры, фотографы и журналисты. На другой - огромная толпа сочувствующих, которые встретили 45-летнюю японскую медсестру жаркими аплодисментами.
Красивая индонезийская девочка преподнесла Сога огромный букет цветов. Затем Сога поблагодарила правительство Индонезии за оказанное содействие в воссоединении семьи и обратилась с просьбой разрешить встретить своих родственников в спокойной обстановке. "Я хотела бы встретиться с родными в тихой и скромной обстановке, чтобы мы вчетвером смогли спокойно поговорить", - заявила Сога.
Перед вылетом из Японии Сога сказала, что с нетерпением ждет того момента, когда сможет обнять своего мужа и извиниться перед дочерьми за то, что целых 19 месяцев не могла быть им "хорошей матерью". Однако она не могла скрыть свое беспокойство о дальнейшей судьбе семьи, когда схлынет общая радость по случаю ее воссоединения и закончится финансовая помощь, выделяемая японским правительством.
"Трудно говорить о том, что будет дальше. Сейчас самое главное - то, что мы опять вместе, - заявила Сога журналистам в своем родном городе. - И я хочу только одного - чтобы потом мы все жили здесь, в Японии".
Японские чиновники отказались сообщить, как долго будет длиться эта встреча. Во время визита в Джакарту на прошлой неделе министр иностранных дел Японии Ёрико Кавагути заявила, что Дженкинс хочет отпраздновать здесь день рождения своей дочери Белинды, которой 23 июля исполнится 19 лет.
В минувшую среду на частной встрече с Сога премьер-министр Коидзуми сказал, что она может находиться в Джакарте столько времени, сколько будет необходимо для того, чтобы уговорить членов своей семьи приехать в Японию и убедить их, что здесь они будут в полной безопасности. Вчера представитель японского посольства сообщил, что встреча может продлиться около месяца.
Он подтвердил, что Япония желала бы возвращения Сога на родину вместе с Дженкинсом и дочерьми. "Сейчас никто не знает, будет ли это действительно так, - добавил он, - но мы все на это надеемся".
В адрес Коидзуми звучали обвинения в том, что он организовал воссоединение семьи в Джакарте, чтобы спасти свое политическое реноме накануне предстоящих выборов в верхнюю палату парламента. Учитывая падение рейтинга Коидзуми из-за недостатков его проекта пенсионной реформы и критику будущей роли Японии в послевоенном Ираке, противники премьера говорят, что он "хочет побыстрее искупаться в волнах счастья госпожи Сога, поскольку Япония готовится к выборам в это воскресенье".
Размышляя о дальнейших действиях Дженкинса, японские СМИ обратили внимание на то, что он прибыл в Джакарту со своей любимой собакой. По их мнению, если собака отправилась с ним в это путешествие, он вряд ли вернется в Пхеньян.