Путин в своей гигантской империи хочет восстановить стабильность и порядок, но делает это в своей собственной, очень личной системе координат. И заставляет серьезно опасаться за инвестиционную привлекательность России.
Борисом Ельциным за его долгое время пребывания в должности президента было сказано немало невразумительного, однако все в России поняли его предложение: "Берите столько свобод, сколько сможете проглотить".
Рекомендацию Ельцина как руководство к действию восприняла, в первую очередь, группа молодых диких капиталистов, вытащив тем самым из небытия давно забытое понятие - олигарх.
Лакомые куски для олигархов
Ельцин в девяностые годы безо всякой необходимости, а также без особых размышлений, фактически задаром раздал голодным олигархам лакомые куски российской промышленности.
Его преемник Владимир Путин хочет сейчас исправить положение, пустив в ход всю мощь государственной машины. При этом российский президент неутомимо лелеет свою идею о "диктатуре закона", но его безжалостное обращение со вторым по величине национальным нефтяным концерном ЮКОС свидетельствует о том, что существует
серьезная опасность для инвестиционной привлекательности России.
Без сомнения, теперь глава Кремля может управлять событиями с позиции силы. Россия никогда прежде не добывала столько нефти, сколько в прошедшем году; высокая рыночная цена на нее и умеренная политика расходов способствовали хорошему темпу экономического роста.
Ведущие государства, прежде всего Германия, как крупнейший внешнеторговый партнер, продолжают делать ставку на российский рынок. Это подтвердил и визит федерального канцлера в Москву.
Диктатура произвола
Немецкие предприятия прочно обосновались в России и не собираются сдавать свои позиции. Несмотря на дело ЮКОСа. Поскольку никто даже и не мыслит о том, что Путин собирается пересмотреть итоги приватизации.
Он не раз это подчеркивал, и здесь ему вполне можно верить. Президент, который гордился, когда его государству официально был присвоен статус страны с рыночной экономикой, продолжает борьбу за иностранные инвестиции.
Он жаждет видеть Россию членом Всемирной торговой организации. И тем не менее: авторитарное государство Путина создает не порядок, а беспорядок. И проводит в жизнь не диктатуру закона, а диктатуру произвола.
Государство, что вполне естественно, хочет получать причитающиеся ему налоги. Однако при всем насилии в отношении концерна ЮКОС и его главы Михаила Ходорковского, государство не ведет речи о войне с другими крупными нефтяными концернами-неплательщиками.
Кризис банковской системы
Следующий пример - новый кризис, который сейчас переживают российские банки. Якобы за нарушения закона об отмывании денег Центральный банк отозвал лицензии у двух частных кредитных учреждений, подорвав тем самым доверие к частному сектору в целом, что, конечно, пошло на пользу государственным банкам.
Все это нагнетает недоверие - в частности, за границей. Если политика и правосудие, которое в России зависит от политики, в любое время по собственному усмотрению вмешиваются в экономические процессы, то последние становятся непредсказуемыми.
Путин поощряет покорность
Это еще может аукнуться. Говоря о деле ЮКОСа, Восточный комитет немецкой экономики уже предупреждал об опасности "шока на рынках", а Международный банк реконструкции и развития заявлял об "очевидном ухудшении инвестиционного климата" и напоминал о необходимости соблюдения принципов правового государства.
Путин должен был заметить эти сигналы. Государство сильно тогда, когда оно создает понятные общие правила, когда оно задает планку, на которую равным образом могут ориентироваться все, когда оно успешно борется коррупцией, бюрократией и протекционизмом, все еще процветающими в России. Однако Путин наказывает за политические амбиции и поощряет при этом покорность.
Вам нужен пример? Недавно Виктор Вексельберг, еще один олигарх, за 100 млн долларов наряду с другими произведениями искусства царского времени приобрел в США девять яиц Фаберже, передал их российскому государству и тем самым увеличил шанс на то, что налоговики, вооруженные автоматами Калашникова, оставят его в покое. Патриотизм в России - дело выгодное.
Протекционистская экономика
В здоровом государстве можно было бы легко навести порядок, но в России для этого необходима эффективная коррекция протекционистской экономики Путина.
Эту задачу могли бы взять на себя средства массовой информации, профсоюзы, протестующее гражданское общество. Но именно с их влиянием борется Кремль с помощью неправильно понимаемой им государственной силы.
Так, например, Путин обеспечит себе одобрение внутри страны, если приведет к банкротству оклеветанный концерн ЮКОС, умолчав о том, что ЮКОС задал новую, более высокую планку всему российскому предпринимательству.
Благодаря современному менеджменту, прозрачной отчетности - и, не в последнюю очередь, благоразумному намерению построить собственный трубопровод, чтобы качать нефть в стратегически важный Китай.
Если Путин действительно хочет оздоровить страну, он должен создать порядок на деле - в частности в юстиции, которая до сего дня играет роль дубинки Кремля.
Сохранение концерна ЮКОС пока еще возможно. Это могло бы спасти репутацию Путина, испорченную им на Западе, и, вероятно, даже вернуть доверие к российской экономике.