Европейский суд по правам человека 5 июля возложил на Россию ответственность за "насильственное исчезновение" Руслана Алихаджиева. Бывший председатель сепаратистского парламента Чечни был похищен в мае 2000 года и, по словам его друзей, умер от пыток три месяца спустя в московской тюрьме "Лефортово", находящейся в ведении ФСБ (бывший КГБ).
По данным российской неправительственной организации "Мемориал", Руслан Алихаджиев был арестован российскими войсками 17 мая 2000 года, менее чем через год после начала второй чеченской войны. В момент задержания он находился в собственном доме в Шали (к юго-востоку от Грозного) со своей матерью, женой и четырьмя детьми. Его с повязкой на глазах и в наручниках увезла колонна бронетранспортеров в сопровождении двух вертолетов. Четверо соседей, арестованных вместе с ним, были отпущены на следующий день. Но семье Алихаджиева не удалось получить какие-либо сведения о судьбе бывшего председателя парламента.
25 мая 2000 года, выступая на пресс-конференции, заместитель начальника главного штаба ВС РФ генерал Валерий Манилов заявил, что в Чечне в ходе спецопераций были захвачены несколько известных полевых командиров, в том числе Руслан Алихаджиев. Эту информацию передало агентство РИА "Новости". Но уже в сентябре российские власти, в том числе первый заместитель генерального прокурора РФ, опровергли факт его задержания, заявив о его похищении "неизвестной вооруженной группировкой". Потому что по информации, полученной от его приближенных, 31 августа Алихаджиев скончался в Лефортово, на очередном допросе. Доказательства того, что он скончался в результате пыток, судьи Страсбургского суда сочли недостаточными.
Похищения продолжаются
Этот умеренный сепаратист, враждебный чеченским исламистам и верный президенту Масхадову, был старшим офицером чеченских вооруженных сил в ходе войны 1994-1996 годов. В 1997 году он был избран в чеченский парламент, затем назначен его председателем. В начале 2000 года он высказался за начало переговоров с целью положить конец войне. Это было начало эпохи, когда, по словам журналиста Вячеслава Измайлова из "Новой газеты", "известным ичкерийским руководителям, попавшим в руки российских спецслужб, ставился ультиматум: или ты публично объявляешь о своем отказе от участия в бандформированиях, осуждаешь Масхадова (избранного под покровительством Организации безопасности и сотрудничества в Европе), Басаева и прочих, призываешь боевиков отказаться от борьбы и воспользоваться амнистией, которую и сам получишь, или мы тебя ставим к стенке без суда и следствия. Именно так был убит задержанный ФСБ России Руслан Алихаджиев".
Европейский суд по правам человека выразил свою "глубокую озабоченность" практикой "исчезновений". По данным НПО, исчезновения продолжаются и по сей день. В случае Алихаджиева судьи вынесли решение о нарушении четырех статей Европейской конвенции по правам человека, в том числе права на жизнь. В заключении суда подчеркнуто также отсутствие действенного расследования об обстоятельствах исчезновения вопреки действующему праву на юридическую защиту, а также правам на свободу и безопасность.
Суд упомянул тщетные попытки семьи пострадавшего, так и не нашедшей имя Алихаджиева в списках задержанных. "Руслан Алихаджиев, вероятно, умер в результате ареста", - объясняют судьи, по мнению которых, "раз власти не предоставили никаких правдоподобных объяснений относительно его судьбы (...) ответственность за его кончину должна быть возложена на российские власти". Суд постановил выплатить истцу, матери Руслана, 40 тыс. евро за моральный ущерб и 4636 евро в погашение судебных издержек.