Гражданское общество вышло на улицы, чтобы осудить маневры итальянского премьер-министра
Пьяцца Навона в самом центре Рима, шесть часов вечера 8 июля. Начинается новая фаза уличных протестов против Сильвио Берлускони и его законотворчества "по собственной мерке". Прошло всего 50 дней с момента вступления Кавалера в должность, а те, кто водил хороводы, запечатленные кинорежиссером Нанни Моретти во время предыдущего правления правых (2001-2006), вновь берутся за руки и достают старые футболки с надписями: "Остановим Каймана", "закон один для всех".
Демонстрацию организовал Антонио ди Пьетро, бывший следователь прокуратуры на процессе "Чистые руки" и лидер группы "Италия ценностей", распалявший площадь своими агрессивными призывами: "Надо сопротивляться и бунтовать, это - мягкая диктатура", - говорил он. На площадь вышло около 15 тыс. человек с разноцветными флагами и плакатами. Комик Беппе Грилло, основавший движение Vaffanculo, выпустил видеоролик с антиполитическими призывами. 3-я статья конституции ("Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения") занимает в нем центральное место.
Но складывается впечатление, что в оппозиции нет единства. Это заметно по присутствию небольших внепарламентских групп, "Левых демократов", Коммунистической партии трудящихся... И прежде всего по тому, что активисты главного движения, Демократической партии, пришли на демонстрацию по своей личной инициативе. Их лидер Вальтер Вельтрони предпочел отложить свой протест на четыре месяца, до 25 октября.
Воинственный полемический журнал Micromega был представлен своим главным редактором, Паоло Флоресом д'Аркаисом. "Происходит путинизация Италии, - сказал он в частной беседе. - Совершаются постоянные манипуляции, главная цель которых - подрыв конституции. Мы уже не европейская страна, образцом для нас стала Россия. Берлускони интересует только его собственная неприкосновенность".
Хотя Умберто Эко не принял участие в демонстрации, его приветствие сильно повлияло на атмосферу на площади. В своем обращении в поддержку протеста семиолог и писатель раскритиковал как Берлускони, так и Вельтрони: "Когда оппозиция слаба, демократия в опасности".
В момент проведения манифестации Демократическая партия подвергалась в парламенте давлению большинства, которому способствовал и спикер Джанфранко Фини, сокращающий до минимума время обсуждения и делающий возможным принятие так называемого "закона Альфано", запрещающего судебное преследование Берлускони и трех других высокопоставленных деятелей на время их пребывания в должности.
Министр юстиции Анжелино Альфано, в честь которого назван законопроект, заявил, что не откажется еще от одной законодательной инициативы, вызвавшей крупный скандал в Италии: эта мера предполагает замораживание судебных процессов по делам, приговор по которым предусматривает менее 10 лет тюремного заключения. Именно под эту категорию подпадает дело, которого так боится Берлускони - так называемое дело Миллса-Берлускони, по которому премьеру вменяется в вину подкуп правосудия.
Многие несут плакаты с изображениями людей, чьи преступления останутся безнаказанными из-за этого закона, который, по подсчетам судебных органов, приведет к приостановке более 100 тыс. процессов. Под его действие подпадают более 50 видов преступлений, в том числе коррупция, изнасилование, домашнее насилие, налоговые и коммерческие преступления, злоупотребление служебным положением, хранение детской порнографии и торговля ядерными отходами. По словам д'Аркаиса, это "мегаамнистия". "Это классический популистский ход. Сначала с большим шумом принимают пакет законов о безопасности, превращающий иммигрантов в преступников и делающий цыган козлом отпущения, а затем приступают к делу: объявляют амнистию тысячам подследственных, в том числе и самому Берлускони".