Западная историография в своих исследованиях часто обращается к фигуре Сталина. В России его роль тоже подвергается переоценке
В мире мало стран, где связь между политикой и культурой ощущалась бы так же остро, как в России, пишет ABC. Поэтому падение советской империи было воспринято как крах целой цивилизации: историческое развитие страны на протяжении прошедшего века было признано ошибочным, но демократические реформы не привели к созданию нового гражданского идеала, так как не сопровождались экономическим благополучием. "В этих обстоятельствах нет ничего удивительного в появлении неосталинизма, носящего в большей степени культурный, чем политический характер, испытывающего ностальгию по прошлому и поощряемого официальными инстанциями, - отмечает корреспондент Эдуардо Гонсалес Кайеха. - По данным некоторых исследований, популярность Сталина среди россиян за последние двадцать лет выросла в три раза". "Шизофрения страны, колеблющейся между гордостью за победу в Великой Отечественной войне и стыдом за "Большой террор", стала темой недавно вышедших книг Пристленда и Волкова, пишет газета.
Пристленд осуществляет исторический обзор политики и массовой культуры коммунизма, утверждая, что на протяжении истории три взгляда на коммунизм сменяли друг друга: освободительно-романтический, радикально-революционный и технократический. Сталинизм, по мнению Пристленда, был извращенным результатом сочетания советского популистского милитаризма и деятельности "голодного государства", на зрелом этапе развития режима превратившегося в патерналистскую и технократическую империю. Кризис этой системы, крайне далекой от исходной коммунистической утопии, сделался неизбежным еще в 1960-е годы.
В книге Волкова рассматривается сочетание истории, политики, культуры и судеб интеллектуалов с целью показать, насколько болезненными были отношения между русской интеллигенцией и властями на протяжении ХХ века. На смену консервативной и протекционистской царской культурной политике пришла большевистская пропаганда. Столкновение деревенской и городской культур привело к ликвидации литературной традиции. В чистках 1936-1938 годов была уничтожена треть русских писателей, а их последствия - страх, самоцензура и внутреннее изгнание - еще несколько десятилетий пагубно сказывались на панораме русской культурной жизни. "Крах СССР привел не к расцвету культуры, а к упадку высокой культуры, - продолжает издание. - Русский логоцентризм, любовь к слову, исчез в начале XXI века, оставив после себя культурную жизнь, полную искалеченных судеб и преждевременных смертей".