Газета The Washington Post рассматривает принятый российской Госдумой в пятницу в первом чтении законопроект об "иностранных агентах" как признак очередного раунда "закручивания гаек".
Прослеживая историю взаимоотношений НКО с государством с самого момента их появления в конце 1980-х, когда они "были на переднем крае демократического движения, сведшего в могилу Советский Союз", авторы редакционного комментария отмечают, что президент Путин "стал с большим подозрением относиться" к НКО после "оранжевой революции" 2004 года на Украине. В 2006 году были ужесточены правила функционирования иностранных организаций на территории РФ, и вот теперь "гайки снова закручиваются".
"Стоит ли говорить, что Российская Федерация сама, когда нуждалась в помощи после распада Советского Союза, охотно принимала деньги из-за рубежа. Что, все эти ссуды сделали Ельцина иностранным агентом? Едва ли", - говорится в статье. Газета указывает на некорректность сравнения российского законопроекта с американским Законом о регистрации иностранных агентов, поскольку последний имеет отношение лишь к лицам и организациям, которые "занимаются лоббированием интересов правительств и политических партий из других стран", и не распространяется на деятельность в сфере образования, науки, искусства, религии.
"Думский законопроект смотрится очередным взбалмошным ответом Москвы, - пишет издание, имея в виду "закон Магнитского", находящийся в настоящее время на рассмотрении в Конгрессе. - Странно реагировать на "закон Магнитского", наказывая организации, выступающие в защиту прав человека. Однако это в полной мере соответствует советскому мышлению Путина. Он показал, что не может смириться ни с уличными протестами, ни с аксиомой, что гражданское общество является непременным условием существования здоровой демократии", - заключает The Washington Post.