После краха СССР россиянки мгновенно увлеклись крикливой роскошью: облегающие платья с блестками, высоченные каблуки, утверждают корреспонденты Bloomberg Илья Хренников и Эндрю Робертс. Но 28-летняя законодательница мод Мира Дума, в прошлом главный редактор российского Harper's Bazaar, терпеть не может такую одежду. "Что-что, а вещи с крупными и яркими логотипами я не купила бы и не стала бы носить", - пояснила она. "Сегодня нечто кричащее в моде - это полная вульгарность".
Дума - типичная представительница нового поколения россиян, для которого высокая мода означает не что-то броское и дорогое, а "скромное и еще более дорогое", по выражению авторов. При этом спрос на товары класса "лакшери" растет: в 2012 году их продажи в России увеличились на 6%, тогда как в Западной Европе, наоборот, упали на 1%.
"Европейские бренды типа Vuitton уже начали снижать градус пафоса, конкурируя с российскими модными домами Вики Газинской, Александра Терехова и Ульяны Сергеенко", - пишет издание, отмечая, что Терехов предложил простые платья с цветочным узором, а "весенняя коллекция Сергеенко скорее скрывает, чем обнажает тело".
По словам Клаудии Д'Арпицио (Bain & Co.), отход от роскоши - общая закономерность. Новые клиенты бутиков "любят демонстрировать свой статус и покупают очевидные вещи" - сумки с логотипами, часы, инструктированные драгоценными камнями. Клиенты, которые уже пообвыклись, ищут бренды, которые считаются показателем хорошего вкуса, обращают внимание на материал и качество работы.
Но авторы статьи оговариваются: "Конечно, броское в России все равно хорошо продается, если оно стоит достаточно дорого". Модный дом Versace утверждает: российские покупатели верны ему именно потому, что его стиль не изменился.
Россияне по-прежнему покупают товары класса люкс за границей, где цены намного ниже - иногда вполовину, но в самой России происходит экспансия брендов, так как растет средний класс.