Как заявил вчера министр обороны России, хотя правительство и согласилось с Вашингтоном, что США и Россия стоят перед лицом новых военных угроз, оно продолжает считать Договор по ПРО основой системы контроля над вооружениями и не видит причин для внесения в него поправок, в пользу которых высказываются США.
"Позиция России в отношении Договора по ПРО остается неизменной,- заявил журналистам министр обороны Сергей Иванов после встреч с коллегами из НАТО, в том числе министром обороны США Дональдом Рамсфелдом.- Так что мы хотели бы иметь ясное представление, чем предполагается заменить нынешнюю систему, чтобы обеспечить стратегическую стабильность в будущем".
Заявления Иванова по поводу общих угроз, в том числе со стороны "нестабильных стран", имеющих на вооружении ракеты с ядерными боеголовками, были восприняты американскими официальными лицами как проявление готовности к внесению поправок в Договор по ПРО, который, по мнению США, является препятствием на пути создания противоракетного щита. Иванов подчеркнул, что в этом году намерен посетить Вашингтон по приглашению Рамсфелда, чтобы продолжить обсуждение данного вопроса.
"Мы пришли к пониманию, что в 21 веке мы столкнемся не только с большим количеством угроз, чем в прошлом, но они будут многоплановыми,- отметил он после встречи с Рамсфелдом.- Между нами было достигнуто очень хорошее взаимопонимание по данному вопросу".
Рамсфелд назвал встречу "весьма продуктивной", однако не стал вдаваться в подробности. "Интересы российского и американского народов во многом совпадают; это стабильный и безопасный мир",- подчеркнул он.
Президент Буш намерен обсудить вопрос о противоракетной обороне и Договоре по ПРО на предстоящей встрече с президентом Владимиром Путиным, которая состоится на будущей неделе в Словении. По словам представителей администрации, Буш может предложить России что-то в обмен на упразднение или внесение поправок в договор: например, проведение совместных учений в области ПРО.
Несмотря на все заявления об общих угрозах, точка зрения России на ядерные угрозы значительно отличается от американской, о чем дал понять Иванов.
Администрация Буша хочет создать ПРО для защиты от баллистических ракет, которые могут быть запущены такими государствами, как Северная Корея или Ирак. Однако Договор по ПРО запрещает строительство подобной системы.
Россию же беспокоят страны, расположенные вдоль ее южных рубежей, которые могут получить доступ к технологии создания ракет малой дальности. В соответствии с Договором по ПРО, Россия может создавать определенные системы для защиты от средств малой дальности.