Россиянин Олег Лискин получил убежище в Германии, а друг Путина Шредер - новую проблему
Дружественный в отношении России курс федерального канцлера Герхарда Шредера оказался перед новым испытанием - германские власти предоставили политическое убежище российскому оппозиционеру. Разумеется, Федеральное миграционное управление защищается - это вовсе не прецедент. Любая судьба индивидуальна, по одному случаю нельзя судить о другом. 36-летний Олег Лискин в декабре 2002 года бежал в Берлин, так как в Москве ему угрожала тюрьма - якобы за то, что он оказывал сопротивление государственной машине. К этому времени он работал в "Легпромбанке", который финансовыми средствами поддерживал оппозиционную партию "Яблоко".
Годом раньше Лискин уже подвергался аресту и пыткам, записано в решении Федерального миграционного управления. Тогда при поддержке "Яблока" он выставил свою кандидатуру на выборах тульского губернатора. Во время заключительного предвыборного митинга его схватили бойцы спецподразделения ОМОН, он был ранен, а позже помещен в тюрьму. После того как за него был заплачен выкуп, его освободили, и он перебрался в Москву, в "Легпромбанк".
Этот банк был разорен якобы за уклонение от уплаты налогов, позже его поглотил "Межпромбанк", во главе которого стоял доверенный человек президента России Владимира Путина, говорится далее в решении Федерального миграционного управления. "Заявитель доказал свои утверждения, которые подкреплены как видеозаписями, так и множеством документов, в частности письмом тульского депутата из фракции "Яблоко". Тем самым Лискин доказал, что по возвращении ему грозит преследование.
Адвокат Лискина видит связь между решением федерального органа и приговором московского суда в отношении Михаила Ходорковского, бывшего главы нефтяного концерна ЮКОС. Ходорковский тоже поддерживал оппозиционную партию "Яблоко" и был осужден на девять лет пребывания в колонии.
Такого, чтобы российский гражданин получил убежище в Германии, еще не было, говорит Петер Франк, эксперт по России из организации Amnesty International. "Это знак". Однако в этом нет ничего странного, ведь сотрудники Федерального управления уже давно знали, что Россия - это не правовое государство.
Гернот Эрлер (СДПГ), координатор германо-российских отношений в федеральном правительстве, не берется судить, можно ли в России попасть в тюрьму только за поддержку оппозиционной партии. Он предполагает, что ходатайство 36-летнего Лискина о предоставлении убежища не было отклонено по причине плохого состояния здоровья заявителя. Немецкие врачи подтвердили, что Лискин страдает от последствий психической травмы. Ее причиной является участие в войне в Афганистане, что позже усугубилось арестом и пытками в тульской тюрьме.
Депутат бундестага от СДПГ и знаток России Рудольф Биндиг предполагает, что сочетание обвинения в налоговом преступлении и политической деятельности могло привести к тому, что в Москве Лискину грозила тюрьма - "маленькое дело Ходорковского".