"Если мы позволим России добиться своего в Абхазии, следующим шагом станет аннексия Крыма", - предупреждает президент Грузии Михаил Саакашвили, говоря о ситуации на одной из сепаратистских территорий, которую он хочет подчинить с тех пор, как в результате "революции роз" в январе 2004 года пришел к власти. В интервью EL PAÍS Саакашвили говорит, что не приемлет нейтралитет как модель для Грузии, которая надеется присоединиться к Плану действий для членства в НАТО, несмотря на противодействие соседней России.
41-летний Саакашвили был в январе переизбран президентом, а майские парламентские выборы позволили ему заручиться прочной поддержкой парламента, хотя оппозиция на улицах продолжает обвинять его в электоральных манипуляциях. Гиперактивный грузинский лидер - из тех, кто всегда уверен в своей правоте. Он принимал нас утром в своем кабинете. Тбилиси еще спал, но вокруг президента все функционировало так, как будто рабочий день никогда и не заканчивался. Больше всего его беспокоила Абхазия в преддверии намеченной на пятницу в Санкт-Петербурге встречи с президентом России Дмитрием Медведевым. Другой мятежный регион, Южная Осетия, похоже, не так беспокоит его, ибо, по его словам, "сепаратисты остались без людей, потому что их главные лидеры сегодня на нашей стороне".
"Действия России никак не связаны с защитой Абхазии, а только с желанием аннексировать эту территорию", - отмечает он. Потом он говорит о Крыме, черноморском полуострове, населенном русскоязычным большинством и принадлежащем Украине. "Что произойдет, если завтра в Крыму поднимут российский флаг? Как поведет себя тогда Украина?" - восклицает он. Россия пытается "отвоевать территорию, которую считает своей" и таким образом демонстрирует свой "хищнический инстинкт" и свою "ненадежность". Грузии, по его словам, тоже "грозит российская аннексия".
Москва решила направить 400 солдат железнодорожных войск для починки железных дорог в Абхазии между столицей Сухуми и малонаселенными южными районами. "Они не создают инфраструктуру, а укрепляют пути, чтобы те могли выдержать более тяжелые грузы. Пассажиры туда не поедут. Они делают это для чисто военных укреплений, - утверждает он. - Впервые Россия открыто игнорирует международное право, потому что она решила ввести войска, и она их вводит", наплевав на "политкорректность". "Раньше они вводили парашютистов, боевые соединения, ракеты, артиллерию, а теперь - войска, которые даже не притворяются миротворческими".
Саакашвили хочет заменить российских миротворцев многонациональным контингентом, "коалицией согласных" с участием "прибалтов, поляков и многих других, совместно с Евросоюзом". Президент говорит, что провел "расширенные переговоры с Германией и другими странами, чтобы найти другую формулу миротворческой миссии". "Многие страны готовы прийти сюда. Не Германия и не Франция, но страны Восточной Европы". "Мы бы хотели, чтобы Россия могла играть конструктивную роль реального посредника, но сейчас она не скрывает, что действует против НАТО и США. Почему Грузия должна страдать из-за того, что Россия убеждена, будто весь мир против нее?" - спрашивает Саакашвили.
Была бы ситуация иной, если бы Грузия, вместо того чтобы стремиться в НАТО, выбрала бы нейтралитет, как Финляндия по отношению к СССР после Второй мировой войны? "Прежде чем установилась финская модель, состоялась война между Финляндией и Россией (имеется в виду бывший СССР), которая хотела ее завоевать и захватила Карелию", - уточняет Саакашвили. В Молдавии, у которой, как и у Грузии, проблемы с сепаратистами, президент Владимир Воронин обсуждает с приднестровскими сепаратистами формулу нейтрального государства, и эксперты считают соглашение возможным. "Пока мы не видели особого прогресса. Я поверю, только когда увижу результат", - говорит он. Грузия продолжает сотрудничать с Молдавией, однако на сегодняшний день более прочные связи установились с Украиной. Молдавией "руководит коммунистическая партия со своими ценностями, а в Грузии даже нет коммунистической партии", отмечает президент.
Саакашвили считает, что "европейский послевоенный порядок подрывается, происходящее в Грузии определит курс Европы на ближайшие 50 лет". По словам президента, российскому поведению есть "плохие прецеденты в прошлом веке, которые завершились крупными трагедиями". В качестве примера он приводит Судеты (аннексию в 1938 году Гитлером этой территории, населенной немцами, с одобрения Франции, Великобритании и Италии). Москва создает "искусственную проблему" на сепаратистских территориях, сначала раздавая паспорта, а "потом настаивая на праве контролировать зону для защиты российского населения. На самом деле все не так", - говорит он.
Саакашвили хотел бы, чтобы ЕС был гарантом его мирного плана для абхазов и поддержал его политику. Для этого он предлагает, чтобы Брюссель "отказывал в визе высокопоставленным лицам, посещающим Абхазию без разрешения Грузии".
Также по теме:
Россия предостерегает Грузию от вступления в НАТО (The New York Times)
Флаг, гимн, президент есть, а государства нет (Handelsblatt)
Абхазский котел (Le Nouvel Observateur)