Не затрагивая основную предпосылку статьи сенатора Чарльза Шумера - идею, что санкции против богатого нефтью Ирана будут эффективны (см. Россия способна помочь с решением иранской проблемы в номере от 3 июня), я хотел бы рассмотреть то, что представляется мне опасно-близоруким взглядом на Россию и ее внешнюю политику.
Во-первых, провокативное решение сенатора обратиться по данному вопросу к премьер-министру Владимиру Путину, а не к президенту Дмитрию Медведеву требует пространных объяснений, но никакие пояснения предоставлены не были. В российской конституции очень четко заявлено, что внешней политикой ведает президент. Премьер-министр работает по своему усмотрению. Все хорошо понимают, что в России у руля остается Путин, а Медведев всего лишь назначен для того, чтобы в марте победить на выборах, результаты которых были подтасованы. Но, когда некий американский сенатор публично признает такое положение дел как нечто само собой разумеющееся, это примечательный феномен. В статье сенатора Шумера Медведев не упоминался ни разу, и я не могу поверить, что это произошло случайно или по неведению. Следовательно, сенатор Шумер подспудно признает, что избрание Медведева было фарсом и в России диктатура? Указывает ли это на расхождения с нынешней политикой США, предполагающей создание видимости того, что в России демократия? Можно ли рассматривать это заявление как рекомендацию со стороны сенатора его коллеге по Сенату Бараку Обаме? Будем ли мы требовать от сенатора чересчур многого, если попросим его выразить столь важную и похвальную позицию более прямо?
Во-вторых, Путина и его шайку ничуть не волнуют ни национализм (как старый, так и новый), ни гегемония России в Восточной Европе, ни противоракетная система НАТО. Их интересуют лишь деньги и способы поддержания притока оных на их банковские счета. Эта истина является глубинным стержнем всех принятых ими решений. Путинское бряцание саблями - это спектакль, призванный создать впечатление равенства сил с Западом, которым позднее можно будет поступиться взамен на гарантии дальнейшего безнаказанного разграбления России - например, на отсутствие реакции на притеснения российской продемократической оппозиции и на разрешение России оставаться членом G8 и тем самым избегать фискальных проверок, которые сопутствуют менее привилегированному статусу.
Кремлевская элита присоединится к санкциям против Ирана, когда это станет для нее прибыльным в буквальном смысле слова - и не ранее. Сенатор Шумер говорит с кремлевской элитой на одном языке, когда предлагает подкупить Россию, дабы она присоединилась к бойкоту Ирана, - предлагаются суммы порядка 3 млрд долларов в год. Это предложение в мафиозном стиле, который понятен этим людям. Я уверен, что они испытают чувство удовлетворения, увидев, как американский сенатор перенимает их способ ведения бизнеса: общайтесь только с главным боссом и предлагайте живые, наличные деньги.
Гарри Каспаров, председатель Объединенного гражданского фронта, Москва
Также по теме:
Каспаров о свободе прессы в России (International Herald Tribune)
Гарри Каспаров выступил с яростными нападками на Гордона Брауна (The Guardian)
Имперская Россия Путина (The Los Angeles Times, Гарри Каспаров)