На протяжении десятилетий Турция оставалась одним из самых гибких союзников Соединенных Штатов, стратегически важным приграничным государством на краю Ближнего Востока, неуклонно следовавшим американскому курсу, пишет The New York Times.
"Но недавно она приняла новый подход в регионе, своими словами и действиями провоцируя Вашингтон и продвигая собственные интересы", - отмечают авторы статьи Сабрина Тавернайз и Майкл Слэкман.
"Изменение в политике Турции привлекло к себе внимание общественности на прошлой неделе, после смертоносного рейда израильских военных против турецкой флотилии, который привел почти к разрыву отношений с Израилем, давним союзником Турции. Всего месяц назад Турция вызвала негодование Соединенных Штатов, заявив, что вместе с Бразилией достигла соглашения с Ираном по ослаблению ядерного противостояния; а во вторник тепло приветствовала иранского президента Махмуда Ахмадинежада и российского премьер-министра Владимира Путина на региональном саммите по безопасности в Стамбуле", - напоминают авторы.
Вашингтон все больше стал склоняться к мысли, что Турция делает в регионе "вещи, которые противоречат тому, что хотят крупные державы", заявил Стивен Кук, ученый из Совета по международным отношениям США. По его словам, вопрос в том, "что нам делать, чтобы не дать туркам сбиться с пути".
Однако с точки зрения Турции, она просто ищет точку опоры на собственном заднем дворе, в проблемном регионе, пребывавшем в хаосе на протяжении долгих лет, отчасти в результате американской политики. Турцию также постигло разочарование в ее длительных попытках вступить в ЕС.
"Американцы, что бы они ни говорили, не могут привыкнуть к новому миру, где региональные державы хотят иметь свой голос в региональной и мировой политике, - отметил Соли Озел, профессор международных отношений из стамбульского университета Билги. - Это наше окружение, и мы не хотим проблем. Американцы создают хаос, а нам расхлебывать".