Из опубликованной в интернете электронной переписки выяснилось, что катарец Мохамед бен Хаммам, экс-президент Азиатской футбольной конфедерации и бывший член исполкома ФИФА, посещал Россию для обсуждения "двусторонних спортивных отношений" всего за несколько недель до того, как Россия и Катар выиграли право на проведение чемпионатов мира по футболу в 2018 и 2022 годах соответственно, сообщает The Sunday Times.
По имеющейся информации, в Россию бен Хаммама пригласил Виталий Мутко. Визит был назначен на октябрь 2010 года. И бен Хаммам, и Мутко входили в исполком ФИФА, который должен был выбрать страны проведения ЧМ-2018 и ЧМ-2022 в начале декабря 2010 года.
Из переписки становится ясно, что президент России Владимир Путин встречался не только с футбольным функционером, но и с тогдашним эмиром Катара Хамадом бин Халифой Аль Тани для изучения контрактов о совместной добыче газа.
Отношения между спортивными чиновниками двух стран завязались в мае 2010 года, когда бен Хаммам радушно принял членов российского заявочного комитета в столице Катара Дохе, говорится в статье.
"Мне доложили о крайне дружелюбном и открытом разговоре, который состоялся у вас с моими коллегами по заявочному комитету, - написал Мутко бен Хаммаму после возвращения чиновников в Россию. - Я очень рад, что между лидерами наших стран установились хорошие отношения. Желаю заявке Катара всего наилучшего и надеюсь ответить на ваше выдающееся гостеприимство в Москве".
В августе 2010 года российский заявочный комитет пригасил бен Хаммама посетить Москву, чтобы тот мог "составить собственное представление на месте". В одном из писем Мутко назвал предстоявший визит "возможностью для дальнейшего развития двусторонних отношений между нашими странами в области спорта".
В подготовленной для бен Хаммама служебной записке говорилось, что Путин жестко контролирует подготовку страны к представлению заявки и "регулярно знакомится с ходом работ на совещаниях". "Большинство членов заявочного комитета - бывшие сотрудники "Газпрома", - также гласил документ.
Подготовка к визиту шла полным ходом, когда в середине октября 2010 года The Sunday Times опубликовала серию материалов, озаглавленную "World Cup Votes for Sale" ("Голоса за чемпионат мира продаются"). Они вызвали опасения о возможном сговоре между членами исполкома ФИФА, пишут журналисты.
"Электронная переписка говорит о том, что люди, занимавшиеся подготовкой встречи Путина с бен Хаммамом, прекрасно понимали, какое впечатление может возникнуть, если она станет достоянием общественности", - говорится в статье.
"К вопросу о нашем телефонном разговоре, состоявшемся час назад: я просто хотел подтвердить, что мой звонок касался лишь возможно визита Мохамеда, - написал помощнику бен Хаммама Маркус Зиглер, в то время консультант российского заявочного комитета. - Таким образом, это не имеет никакого отношения к заявке Катара, а у вас не может быть никаких дел с заявочным комитетом".
"Первоначально встреча с Путиным была запланирована на 8-9 октября, однако была перенесена на 30 октября - всего за 33 дня до голосования исполкома, - сообщают корреспонденты. - После этого обширная переписка об условиях визита обрывается, но нет никаких оснований предполагать, что все не прошло, как планировалось".