Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 марта 2000 г.

Алэн Райдинг | The New York Times

Французско-русская команда рассказывает забытую историю эпохи холодной войны

Окончание холодной войны, безусловно, стало неприятным известием для писателей и сценаристов, рассчитывавших на ?империю зла?, как на поставщик жизненных сюжетов. Тем не менее, несмотря на то, что КГБ уже не может считаться надежным врагом, старый Советский Союз остается неистощимым источником добротных историй. По сути, после того, как развалился Советский Союз, мы смогли увидеть многие человеческие драмы, скрытые заревом идеологической борьбы.

Новый фильм французского режиссера Режи Варнье ?Восток-Запад?, заявленный в этом году на Оскар в номинации ?Лучший иностранный фильм года?, рассказывает об одной такой драме. Фильм вышел во Франции летом прошлого года, некоторые критики охарактеризовали его как антикоммунистический. Но на самом деле он не более антикоммунистический, чем ?Индокитай?, фильм о борьбе против французского колониализма, поставленный Варнье в 1991 году, был прокоммунистическим. Оба фильма - это истории любви, которая подвергается испытанием политикой, и в конечном итоге любовь торжествует.

?Я бы мог снять такой фильм в любом месте и любой стране с тоталитарным режимом, - говорит 51-летний Варнье о фильме ?Восток-Запад?, премьера которого в США назначена на 31 марта. - Больше всего меня интересовали человеческие отношения?.

Фильму несомненно пошло на пользу то, что его политический контекст достаточно малоизвестен. По окончании Второй Мировой Войны тысячи русских беженцев, проживавших во Франции, потянуло назад в Советский Союз, перестраивать Родину. Прибыв пароходом или поездом, часто в сопровождении французских жен, большинство из них оказалось раз и навсегда отрезано от Запада. Кто-то нашел работу, а все остальные как шпионы были отправлены в лагеря. Лишь нескольким удалось сбежать.

Впервые Варнье узнал об этих возвращенцах и их тяжелой судьбе в середине восьмидесятых. Через десять лет , собирая материалы для кино в Казахстане, он познакомился с франко-говорящими русскими, которые рассказали, что родились во Франции и вернулись в Советский Союз вместе с родителями в конце 1940 -х.

?Все они рассказывали одно и то же, - говорит он в интервью, сидя в своей квартире на Монмартре, - О драматических условиях своего прибытия, о том, как людей насильно разлучали друг с другом, как кого-то посылали в лагеря, кого-то в ?ссылку? в Казахстан. Некоторые были ?спасены?, потому что были полезны для режима?.

Когда Варнье рассказал несколько таких драматических историй русскому режиссеру Сергею Бодрову (?Кавказский Пленник?), родилась идея снять кино. Варнье пригласил в команду сценаристов француза Луи Гарделя, а Бодров - российского автора Рустама Ибрагимбекова. В конце 1998 года фильм был снят за 12 недель на Украине и в Болгарии.

?Это вымышленная история, но такое могло случиться, - говорит Варнье. - Все настоящее, кроме персонажей. Но существовали реальные люди с опытом, очень близким к этому?.

В начале фильма мы видим корабль с множеством возвращающихся на Родину русских, среди которых Алексей Головин, русский доктор, которого сыграл Олег Меньшиков; его французская жена, Мари, в роли которой снялась Сандрин Боннэр, и их сын, Сережа. Их оптимизм исчезает, как только они высаживаются на берег в Одессе, и у них отбирают паспорта. Поселившись в комнате в киевской коммуналке, они тут же понимают, что сделали ошибку. Мари требует немедленного возвращения в Париж; Алексей уже понял, что это невозможно.

Но Мари не сдается, игнорируя предостережения Алексея о том, что ее действия опасны для всей семьи. Первый шанс убежать она видит, когда знаменитая французская актриса Габриэль Девле (Катрин Денев) прибывает в Киев с французской театральной труппой. Мари просит Девле помочь, но между ними встает Алексей. Их отношения становятся напряженными, внимание Мари привлекает семнадцатилетний сосед Саша, роль которого сыграл Сергей Бодров младший, сын режиссера. Саша - чемпион по плаванию, мечтающий о свободе. Дружба перерастает в любовь, и когда Саша убегает, он клянется спасти ее. Но КГБ раскрывает их сговор и сажает ее в тюрьму. Алексей не бросает ее.

Варнье благодарен российским сценаристам за создание атмосферы подлинности.

?Без них я бы не смог поставить этот фильм, - говорит он. - Это их жизнь. Это у них в крови. Когда я предположил, что Алексей и Мари будут жить в многоквартином доме в окрестностях Москвы, они сказали, что такие дома были построены позже. Когда я предположил, что Мари садится одна на поезд, они сказали, что уже через две минуты она была бы арестована?.

Разные трудности возникали в ходе съемок на Украине и в Болгарии. К примеру, очень помогло то, что Киев до сих пор выглядит во многом так же, как он выглядел в пятидесятых, так что не нужно было строить декорации. С другой стороны, украинские и болгарские съемочные группы не имели опыта в работе с современным кино оборудованием. Кроме того, Боннэр отметила, что психологические травмы, оставленные коммунизмом все еще не зажили.

?Люди все еще очень не доверчивы, - рассказывает она в телефонном интервью. - Многие молчали в течение многих лет, и им сложно за одну ночь научиться выражать себя. Для них это было тем более чувствительно, что история, которую мы рассказывали, была о них самих. Временами мы все чувствовали себя беженцами, как персонажи фильма, и начинали сомневаться, что нам удастся бежать?.

Другой вариант культурного различия стал очевиден, когда на съемки приехал Меньшиков. Благодаря главным ролям, сыгранным в ?Сибирском Цирюльнике? и ?Утомленных Солнцем? Никиты Михалкова и в ?Кавказском Пленнике?, он стал большой звездой и не пожелал общаться с остальными актерами и членами съемочной бригады. Он также отказался репетировать, хотя не умеет говорить по-французски, и выучил французскую часть своей роли на слух. Боннэр начинала беспокоиться.

?Олег очень неприступен, - сказала она. - Когда он не на съемочной площадке, ты никогда не знаешь, где он. И

да, он очень загадочен. Возможно, изолируясь, он оберегает себя. Я была напугана. Сможет ли он говорить по-французски? Как сможем мы сыграть Мари и Алексея, которые прожили вместе десять лет, если мы почти не разговаривали? Да, во время съемок он говорил по-французски и присутствовал, эмоционально присутствовал. Когда камера была выключена, я теряла с ним контакт, когда она включалась, он был здесь?.

Кроме того, Боннэр впервые работала с Денев, которая тоже профессионал в загадочности. Но молодая актриса могла лишь поблагодарить Денев за открытость в ее отношении. Варнье был не меньше благодарен, когда Денев согласилась сняться в маленькой роли Габриэль Девле. Он сказал, что она поставила только одно условие, сказав, ?если мне понравится сценарий, я буду с вами?.

Но, несмотря на таких французских звезд, как Денев и Боннэр, ?Восток-Запад? получил смешанные отзывы. Варнье, не входящего в число любимчиков французской художественной публики, это не удивляет.

?Думаю, что если бы я не подписал фильм своим именем, рецензии был бы имными, - сказал он. - А так некоторые критики просто сказали: ?А, еще один фильм этого парня. Это будет такой кровавый эпос, старомодная мелодрама?. Но это не так. Это что-то другое?.

Однако, завершает он, возможно, что фильм был выбран как кандидат от Франции на награду киноакадемии за лучший иностранный фильм года, потому что он является чем-то вроде эпоса. В конце концов, говорит он, за последние 15 лет, только три французских фильма номинировались на награду киноакадемии. И из них, добавляет он с чуть заметной победной улыбкой, только ?Индокитаю? удалось победить.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru