Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 марта 2000 г.

Редакция | The Wall Street Journal

Отсутствие оппозиции

Владимир Путин настолько уверен в своей победе на выборах президента Российской Федерации, что за три недели до дня голосования его предвыборный штаб распространил заявление: ?в расписании Путина нет никаких специальных предвыборных мероприятий?. Следуя указаниям босса, комитет ?разработал для него несколько сценариев сдержанной кампании. Среди которых есть и не подразумевающие прямое участие кандидата?, - говорится в заявлении. Кусайте локти, Джордж Буш и Джон МакКейн.

В отличие от 1996, когда недомогающий Борис Ельцин победил, выскочив из-за спины Геннадия Зюганова, матч этого года по своему внутреннему напряжению напоминает поединок между Манчестер Юнайтед и командой из третьей лиги. Исполняющий обязанности президента настолько далеко впереди, что он просто не видит необходимости проводить предвыборную кампанию. Он отказался от бесплатного телеэфира. Он отказался участвовать в дебатах с кем-либо из других претендентов. Его перспективы не утратили свой блеск даже под нескончаемым градом сообщений о жестокостях Российской армии в Чечне. По сути единственное, что может беспокоить Кремль, это что россияне вообще не пойдут голосовать.

Лидер коммунистов Геннадий Зюганов критикует Путина. А группа молодых, либеральных политиков, известных в России под общим именем ?реформаторы?, за исключением Григория Явлинского (который сделал карьеру, выступая в оппозиции истеблишменту), похоже, рада считать вопрос решенным. Союз Правых Сил, в котором собрались многие бывшие члены правительства - Сергей Кириенко, Анатолий Чубайс и Егор Гайдар - отказался даже поддержать собственного кандидата, губернатора Самарской области Константина Титова. Титов превратил Самарскую область в один из самых благополучных и привлекательных для инвесторов регион. В отличие от лидера ?Яблока? Явлинского, у Титова есть реальный опыт руководства. В отличие от московского мэра Лужкова, у него также репутация человека, который скорее верит в демократию рынка, чем в политику твердой руки; источниками своего вдохновения он называет Хэйека и немецкого реформатора Людвига Эрхарда.

Но шансы Титова победить на президентских выборах равны нулю, а реформаторы не любят безнадежных дел. Зачем бороться с Путиным, если выиграть у него невозможно, говорит Чубайс.

На подобных сделках Чубайс сделал себе карьеру. Помогло ли это в конечном итоге делу реформ, сказать трудно. Но несомненно то, что его репутация, как реформатора, серьезно пострадала от бесконечных компромиссов. И конечно поддержка его блока не помешала Путину объединиться с коммунистами после прошлогодних парламентских выборов.

Возможно, что Чубайс, который несомненно входит в круг приближенных, знает что-то такое, чего не знаем мы. Может быть, он думает, что из Путина получится хороший президент. Перебрав заявления Путина в поисках найти подтверждение этого тезиса, получаешь туманную картину, которая не дает определенного ответа. В своем обращении к работникам предвыборного штаба 28 февраля Путин подчеркнул, что ?верность закону и конституционной дисциплине? должны быть важнейшими приоритетами, как в политике, так и в экономике. "Все должны быть в абсолютно равных условиях, чтобы никто не мог, подобравшись к власти слева или справа, диктовать свои условия. Это очень важно как для российских, так и для потенциальных иностранных инвесторов?.

Он выступает за государственное регулирование, но добавляет, что ?регулировать это значит не душить рынок, а помогать ему. Это значит создавать равные условия для всех участников экономической жизни?.

Но действия Путина, особенно в Чечне, искажают образ мечтателя, пытающегося вывести Россию на верную дорогу. Возможно, что мандат российских избирателей освободит Путина от необходимости, будучи всего лишь ставленником Ельцина, быть столь осторожным. Все-таки то почтение, которым он пользуется - не самый здоровый знак. Это верно, что политика в конечном итоге - это искусство возможного; но прогибаясь столь рано, российские либералы определяют область возможного. Кто-то должен установить нормы, определяющие властные возможности Путина.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru