Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 марта 2004 г.

Сет Майданс | The New York Times

Скромное обаяние Путина: "Хуже он не делает"

Кострома, Россия, 5 марта. Здесь, в сердце России нет практически никаких признаков предвыборной кампании, да и особенной потребности в этом ни у кого нет.

Кажется, что все поголовно - от продавца до учителя - поддерживают одного и того же кандидата - действующего президента Владимира Владимировича Путина.

Все жители этого небольшого города и близлежащего городка Сусанино, опрошенные за эти два дня, называли одни и те же причины сложившейся ситуации, и все они не проявляли при этом никакого энтузиазма.

"По крайней мере, хуже он не делает", - сказала 38-летняя Любовь Смирнова, торгующая дешевой одеждой на рынке. "До него не было никакой стабильности. Теперь все устоялось. Это самое главное".

Путин не проявляет яркости характера, и это, скорее, плюс. Люди ценят в нем серьезность, трезвость мышления, решительность и способность управлять.

В этом провинциальном городе мало говорят о терроризме, чеченской войне и социальных проблемах, заботящих москвичей.

Выше упомянутые решительность и сила Путина нравятся людям, нуждающимся в спокойствии и стабильности.

"Нынешний президент по крайней мере умеет правильно двигаться, разговаривать, вести себя, как нормальный человек", - говорит Лариса Корнюхова, директор школы манекенщиц. "Его можно не стесняться. Он - первый нормальный человек, который возглавляет Россию".

Любопытно, что, пользуясь поддержкой со стороны широких масс, Путин ни словом не обмолвился о том курсе, которым он планирует повести Россию во время своего предполагаемого второго срока. Похоже, что люди готовы откинуться в креслах, расслабиться и позволить ему держать все рычаги управления.

Высказывания людей здесь - полная противоположность традиционных американских предвыборных слоганов. Никто не хочет перемен, даже несмотря на то, что за четыре года жизнь не стала лучше.

"Стабильность - это самое главное", - подвел итог 24-летний инженер Александр Смирнов. "С Путиным ничего не изменится. Другой президент изменил бы направление, а это плохо. Мне не нужны перемены".

Есть здесь, конечно же, и те, кто не поддерживает Путина. В основной массе это представители среднего класса, очень немногочисленного вдали от Москвы и других крупных городов.

Одна из них - Татьяна Копнина, предприниматель, владелица ресторана "Монблан" в Костроме, только что вернувшаяся из отпуска на Бали. "Знаете, в чем наша проблема? - говорит она, - Мы боимся перемен. Но как ни странно, знаете, кто боится перемен? Бедные. А мы, кому действительно есть, что терять, голосуем за перемены. Никто из нас не будет голосовать за Путина".

Недостаток энтузиазма со стороны тех, кто выражает поддержку Путину, связан с тем, что они понимают, что их голоса будут иметь небольшое значение.

"Выборы ничего не меняют. Один год - хороший, другой - плохой.", - говорит 40-летняя Татьяна Баранова, бывший бухгалтер.

Эта нация потерпела крушение при развале СССР в 1991 году, когда не осталось ничего стабильного и определенного, а людям предоставили возможность "выплывать самим", как выразилась Людмила Суринова. Исчезли рабочие места, оплачиваемые отпуска, жилищные субсидии, бесплатные медицина и образование, социальное обеспечение.

"Все были на одном уровне, все были бедными в большей или меньшей степени", - говорит Виктор Борисов, возглавляющий представительство политического блока Путина в Костроме, - Но люди знали, что они будут получать зарплату, что у них будет пенсия и крыша над головой".

Последующее десятилетие политических передряг и экономического хаоса привело к тому, что демократия, ассоциирующаяся с правлением бывшего президента Бориса Ельцина, стала ругательным словом.

"С приходом Ельцина у нас появились надежды, - говорит Баранова. - Мы за него голосовали. Мы надеялись. Рассчитывали на него. А все стало только хуже".

Измученные, разочарованные и неуверенные, российские люди просто хотят, чтобы их оставили в покое.

"Люди просто хотят прожить еще четыре года спокойно", - говорит Сергей Курков, возглавляющий ассоциацию охотников в Сусанино. - Они хотят, чтобы рубль сегодня оставался таким же рублем завтра. Они хотят, чтобы цены на нефть, газ и хлеб оставались на прежнем уровне".

Кроме всего прочего, Путину достался самый вожделенный из политических дивидендов - люди не обвиняют его, когда что-то не так. Они связывают свои проблемы с тем, что бюрократы неправильно выполняют его распоряжения.

Лена Седова, 20-летняя скрипачка из Костромского муниципального оркестра, не получала зарплату два месяца. "Это не его вина, если его приказы не выполняют, - говорит она. - Он же не может сам приехать и заплатить нам".

Во времена неопределенности, осознание, что у власти находится сильный человек, способный все наладить, придает уверенности.

Виктор Борисов сказал, что в прошлом месяце к нему пришло 363 человека с жалобами. Среди них были ветераны, не получающие выплат, молодые семьи, которые не могут обеспечить себе жилье и уход за детьми, пенсионеры, которым задерживают пенсии, и люди, которые не могут получить возмещение ущерба в суде.

"Некоторые из них безуспешно пытаются решить свои проблемы многие годы, и они приходят сюда как за последней надеждой, потому что доверяют Путину, - говорит он. - Для них мы - последняя инстанция. Выше - только бог".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru