Чеченский лидер и руководитель сопротивления Аслан Масхадов был убит 8 марта в результате спецоперации федеральных сил в селении Толстой-Юрт, к северу от Грозного, сообщили российские средства массовой информации со ссылкой на официального представителя Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, полковника Илью Шабалкина.
Смерть Масхадова разрушила надежду на то, что конфликт в Чечне может быть разрешен мирным путем, за столом переговоров. Командование силами сопротивления, отряды которого способны действовать автономно, без указаний центрального руководства, в течение многих месяцев, теперь переходит к радикальному полевому командиру Шамилю Басаеву.
В то время как Масхадов пытался добиться согласия России на проведение мирных переговоров, которые дали бы гарантии безопасности чеченскому народу в российской федерации, Басаев четко дал понять, что его не интересует мирное сосуществование с Россией. Но есть вероятность того, что в ближайшие месяцы другие полевые командиры, имена которых сегодня неизвестны широкой публике, попытаются составить конкуренцию Басаеву в борьбе за лидерство или будут действовать независимо от Басаева.
Вести переговоры с новыми лидерами сопротивления будет "гораздо труднее", чем это можно было бы сделать с Масхадовым и его помощниками, даже если предположить, что российские власти пойдут на такие переговоры, считает бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, который вел переговоры с одним из лидеров боевиков во время захвата школы в Беслане в сентябре прошлого года.
В интервью, которое было опубликовано в "Новой газете" в феврале, Аушев предупреждает, что было бы неверным считать новое поколение боевиков за дикарей, он описал их как "политиков, за которыми стоит новая агрессивная идеология: они хорошо информированы и вооружены новейшими технологиями". Для нового поколения боевиков радикальный ислам является гораздо более сильной мотивацией, чем он был для Масхадова.
Со смертью Масхадова также убираются последние ограничения в отношении атак на мирных российских граждан и расширения войны за пределы Чечни. До последнего времени Масхадов настаивал на том, чтобы его люди строго соблюдали Женевскую конвенцию, не убивали мирных граждан и не проводили террористических атак в других регионах Российской Федерации.
Только в своем последнем интервью, которое он дал Северо-Кавказскому бюро Radio Free Europe, Масхадов дал понять, что он может отменить свой запрет на ведение войны в других республиках Северного Кавказа, как средство оказания давления на Россию, с тем чтобы она пошла на завершение войны. Басаев сказал о возникновении автономных вооруженных формирований в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Эти формирования поддерживают связь с Басаевым, а некоторые прошли подготовку под его руководством.
Басаев взял на себя ответственность за многочисленные террористические акты, включая захват заложников в Беслане, а также в московском театре, и убийство пророссийского президента Чечни Ахмеда-хаджи Кадырова в мае 2004 года.
Безусловно, гибель Масхадова приведет к росту активности сопротивления на Северном Кавказе. Москва может начать еще больше опираться на пророссийские чеченские формирования, включая так называемую "специальную президентскую гвардию", которая подчиняется первому вице-премьеру Чечни Рамзану Кадырову, сыну Ахмеда-хаджи и человеку, которого, возможно, больше всех боятся и ненавидят в Чечне.
Очевидно, российский президент Владимир Путин рассматривает Кадырова как самый достоверный и надежный источник "объективной" информации об "истинной" ситуации в Чечне. Более того, тот факт, что ФСБ удалось убить Масхадова, служит хорошим стимулом для Кадырова, который поклялся убить Басаева, единственную на сегодня фигуру, способную координировать и контролировать деятельность сопротивления на Северном Кавказе.
Один из главных вопросов, который, вероятно, останется без ответа - знало ли ФСБ о местонахождении Масхадова раньше, но решило убить его только сейчас, по неизвестным причинам, или же Масхадова предали. 7 марта интернет-издание lenta.ru сообщило, что спецслужбы обнаружили местонахождение Масхадова и еще 15 боевиков на Юго-Востоке Чечни, в 60-70 километрах от того места, где был убит Масхадов.
Масхадов родился в ссылке в Казахстане в 1951 году, в конце 50-х годов вместе со своей семьей вернулся в Чечню, и затем сделал карьеру в советских вооруженных силах. Конфликт в Чечне резко изменил его судьбу, особенно после убийства Джохара Дудаева в апреле 1996 года. Масхадов, который тогда возглавлял штаб чеченской армии, вел переговоры с секретарем Совета безопасности России Александром Лебедем, которые положили конец чеченской войне 1994-1996 годов.
Российские войска были выведены из Чечни, и на выборах в январе 1997 года Аслан Масхадов был избран президентом Чечни. Но затем почти сразу же Масхадову бросили вызов и подорвали его авторитет более беспощадные и менее принципиальные соперники, включая Басаева, чье опрометчивое вторжение в Дагестан летом 1999 года дало Кремлю повод для развязывания новой войны.