Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 марта 2007 г.

Редакция | The Economist

Опасные времена

Очень странное поведение - сначала купить пакет мандаринов, а затем выпрыгнуть из окна пятого этажа своего дома. По словам коллег, военный обозреватель популярной газеты "Коммерсант" Иван Сафронов не был склонен к самоубийству. Этот дородный полковник, ставший журналистом, был бельмом на глазу у российской армии: часто разоблачал ее преступления и тайные сделки с оружием. Незадолго до смерти Сафронов расследовал поставки российского оружия и боевых самолетов через Белоруссию в Сирию и Иран. По всей видимости, Федеральная служба безопасности (ФСБ) предупредила его, что такой материал публиковать нельзя.

По данным доклада лоббистской группы International News Safety Institute, Россия занимает второе после Ирака место в списке наиболее опасных для журналистов стран. Россия не Ирак и даже не Колумбия, которой досталось третье место. Но все три страны объединяет повсеместная коррупция, беззаконие и ставшая обыденной безнаказанность убийц, сообщается в докладе. Далеко не все из 88 смертей журналистов, погибших в России за прошедшее десятилетие, стали хотя бы предметом расследования.

Быть может, Сафронова никто не убивал. Обстоятельства его гибели покрыты мраком. В этот день он не работал и пришел домой раньше обычного. Две студентки услышали, как он упал, и позвонили в скорую помощь, однако их попросили перезвонить позже. К этому моменту Сафронов уже умер. В отличие от Анны Политковской, российской журналистки, убитой в октябре, Сафронов не пользовался широкой известностью ни в России, ни за рубежом. Милиция ведет расследование по статье "доведение до самоубийства".

Еще менее понятно, что случилось на прошлой неделе в Америке с Полом Джоялом, бывшим сотрудником сенатского комитета по разведке, который был другом Александра Литвиненко. Литвиненко, бывший агент КГБ, погиб в прошлом году в Лондоне от радиационного отравления. Джоял, который также выступал против Кремля, был ранен около своего дома в штате Мериленд. В него стреляли двое, предположительно грабители, однако у него даже не забрали бумажник и дипломат.

Одно известно точно - с теми, кто раздражает российские власти, расследуя факты коррупции, нарушения прав человека и сомнительные финансовые сделки, случаются нехорошие вещи. По сравнению с Советским Союзом Россия - более свободное государство, но при этом менее предсказуемое. Советских диссидентов арестовывали, а затем изолировали или высылали. Сегодняшних диссидентов чаще избивают, расстреливают, отравляют или взрывают.

Евгения Альбац, журналистка и автор книги о КГБ, говорит, что создание атмосферы страха - типичный метод ФСБ, спецслужбы, которая при Владимире Путине получила широкие полномочия. Возможно, президент не способен держать под контролем своих бывших коллег, которые зачастую действуют по собственному усмотрению. Быть может, Путин не причастен к гибели журналистов, но он создал ту атмосферу, в условиях которой стали возможны их смерти.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru