Вскоре после того, как я в начале 1993 года приехал в Москву в качестве корреспондента, Андрей Козырев, тогдашний министр иностранных дел России, предупредил, что если Запад продолжит игнорировать важнейшие интересы России и открыто ее унижать, однажды последует ответная реакция и новые партнерские отношения с Западом, которые он вместе с другими российскими либералами старался построить, окажутся уничтожены. Один из западных коллег написал на стенограмме его выступления: "Очередной бред Козырева". Обоснованные опасения самого прозападного министра иностранных дел, который когда-либо был в России, оказались отвергнуты.
Теперь западным политикам придется признать, что подход президента Владимира Путина, озвученный им в мюнхенской речи, будет в обозримом будущем определять отношение России к Западу. И это вызвано не только тем, что в России, судя по всему, надолго установилось приказное право. Причина в том, что слова Путина отражают отношение большинства россиян (а на деле, и множества других людей по всему миру), и в том, что силе и престижу США в последнее время был нанесен ряд мощных ударов.
Как только Россия восстановила свою экономическую мощь, она стала бороться за возвращение себе международного влияния. Тем не менее, это влияние остается гораздо меньшим, чем у Советского Союза. Кроме того, Россия привязана к Западу, поскольку зависит от иностранных инвестиций и мировой экономики. Этот фактор должен удержать Москву от безрассудных шагов.
Как бы то ни было, сегодняшний мир серьезно отличается от мира 1990-х годов, когда Запад расширял НАТО и начал войну в Косово. В то время представители Запада настаивали, что Россия должна превратиться в рыночную демократию, подчиненную интересам США. Россия же была настолько слаба, что даже агрессивные действия со стороны Запада не вызывали с ее стороны серьезного ответа. Сегодня действия Запада, которые Россия воспринимает как угрозу своим важнейшим интересам, порождают с ее стороны жесткие ответные меры.
В новой геополитической обстановке западным правительствам и организациям при выработке стратегии в отношении России необходимо придерживаться нескольких принципов. Во-первых, необходимо снизить потенциально опасную зависимость Запада от России. Во-вторых, избегать столкновений с Россией, если происходящее не имеет ключевого значения для важнейших интересов Запада, для международного права и морали. В-третьих, выработать на территории бывшего Советского Союза общие правила поведения, которые помогут в поддержании мира и стабильности.
Первый принцип требует уменьшить зависимость Европы от экспорта российских энергоносителей. Это необходимо еще и для борьбы с глобальным потеплением. Для выполнения подобной задачи необходимы активные действия и решительность со стороны европейских правительств. В особенности, как заявил британский премьер-министр Тони Блэр, они будут необходимы, когда речь пойдет о признании незаменимой роли ядерной энергии. Чего не следует делать Европе - открыто обсуждать энергетическую угрозу со стороны России, вызывая гнев последней, и при этом не предпринимать мер по снижению этой угрозы.
Второй и третий принципы потребуют отказа от расширения НАТО за счет Украины и Грузии. Вместо этого необходимо выработать правила, которые бы ограничивали действия Запада и России на территории бывшего Советского Союза. Подавляющее большинство украинцев настроено против вхождения страны в НАТО. А вступление в НАТО Грузии приведет к тому, что Запад окажется вовлечен в неразрешимые этнические конфликты на одной стороне, в то время как Россия безоговорочно поддерживает другую сторону. В любом из этих случаев Россия ответит жесткими ударами по жизненно важным интересам Запада в других областях.
Вместо этого Западу следует стремиться к таким отношениям с Россией, которые небезуспешно развивают США с Китаем. Отношения эти строятся на уважении к основным интересам каждой из сторон и на совместной заинтересованности в стабильности мировой экономики. Мы с Джоном Халсмэном называем это "великим капиталистическим миром".
В Восточной Азии принятые сторонами ограничения и совместные интересы в последние годы позволяют разрешать потенциально кризисные ситуации вокруг Тайваня и Северной Кореи. Однако основа этих отношений была заложена много лет назад с помощью соглашений между Ричардом Никсоном и Мао Цзэдуном. Действительно, если США смогли достичь взаимовыгодных договоренностей с фанатичными авторами жутких "большого скачка" и "культурной революции" в Китае, то разве нельзя договориться со столь же жестким, сколь и прагматичным российским руководством Владимира Путина?
Анатоль Ливен - старший научный сотрудник фонда New America в Вашингтоне, написавший в соавторстве с Джоном Халсмэном книгу "Этический реализм: Взгляд на роль Америки в мире"