Как выиграть выборы в России? Для начала надо изобрести коалицию, полагает обозреватель Foreign Policy Юлия Иоффе. Автор сообщает, что в минувшую пятницу часов в семь вечера позвонила единороссу Роберту Шлегелю, депутату Госдумы. "Привет, что вы думаете об этой идее народного фронта?" - спросила она, подразумевая план, объявленный Путиным за час до этого в Волгограде.
"А что это?" - спросил Шлегель. Я зачитала Шлегелю описание. Он засмеялся. Шлегель, как и я, удивился, что об этом объявлено в 18:00 накануне длинных праздничных выходных. "Они сделали это специально, - сказал он, но тут же поспешил внести поправки: - Я хочу сказать, что считаю это очень нужным делом. Им необходимо каким-то образом объединить политически активных людей". Затем он попросил дать ему пару минут на чтение новостей. Попросил также, чтобы я написала что-нибудь хорошее", - повествует Иоффе.
"Большинство россиян услышит об этом лишь в середине следующей недели. Но так все и задумано, потому что план смехотворный. Начнем с того, что ни одной из организаций, перечисленных Путиным, не существует в реальности; собственно, он и замначальника администрации Владислав Сурков постарались выхолостить их все. Если какие-то организации сумели уцелеть в независимом виде, то мы определенно не увидим их в составе народного фронта. Более вероятно, что этим летом и осенью по волшебству появятся новые организации, разделяющие линию так называемого народного фронта, который подозрительно похож на "Житие Брайана", - пишет автор, подразумевая один из фильмов комик-группы "Монти Пайтон".
Очевидно, шаг Путина - реакция на снижение рейтинга и плохие результаты "Единой России" на мартовских выборах. Впрочем, цель плана - легитимность, считает автор: "Надо заверить население, которому все сильнее надоедает "Единая Россия", что Путин к нему прислушивается".
"Так происходит всегда накануне выборов: каждый раз они придумывают новый трюк для предотвращения распада", - заметила аналитик Маша Липман.
По мнению Иоффе, заявления Путина, что он создает альянс единомышленников, объединенных любовью к России, напоминают о "блоке коммунистов и беспартийных" советских времен ("на практике он означал: "вам всем так и так придется голосовать", полагает автор). Впрочем, тогда существовала "идеологическая подкладка", гласившая, что у коммунистов нет других интересов, кроме интересов народа. Интересы же нынешней правящей партии - это недвижимость, бизнес, автомобили, и не только. "Так что попытка набрать голоса при помощи этого народного фронта - все равно что рыбалка при помощи гранаты", - заключает автор.