Многие обозреватели пишут, что режим Путина обречен на неудачу, так как гражданская активность и акции протеста преобразили Россию, замечает на страницах Foreign Policy Кристиан Кэрил, старший научный сотрудник Legatum Institute (США) и редактор проекта Democracy Lab при Foreign Policy.
Кэрил иного мнения. Он желает успеха протестующим, но призывает к объективному анализу. "Несут ли демонстранты серьезную угрозу для следующих 6 лет президентства Путина? На данный момент - определенно нет. Повторится ли в России "арабская весна"? Ничего подобного", - пишет он.
Кэрил советует помнить два количественных показателя. Во-первых, 81% россиян заявил в опросе "Левада-центра", что не собирается участвовать в акциях протеста с политическими требованиями. Во-вторых, цены на нефть остаются высокими.
Автор разъясняет, почему оба показателя важны. "В отличие от демонстрантов в Каире или Тунисе, в Москве или Петербурге практически никто из демонстрантов не хочет демонтировать существующую систему", - утверждает он. В ХХ веке россияне пережили несколько волн "насилия по политическим мотивам", поясняет автор.
Лидеры протестного движения хотят добиться своих целей ненасильственными методами. Следовательно, они полагают, будто нынешнюю систему возможно реформировать, пишет Кэрил. И возражает: сегодня в России действует "разновидность авторитаризма, хорошо умеющая адаптироваться".
"Гибрид постсоветской тайной полиции с организованной преступностью" - так характеризует Кэрил нынешний режим. Нынешние власти обретают внешнюю легитимность, получив простое большинство голосов на выборах. Они не вводят "полицию мыслей" в интернете, поскольку чувствуют себя вполне уверенно.
"Тем временем предостаточно убедительных эмпирических доказательств, которые свидетельствуют о популярности Путина среди многих россиян", - отмечает автор. Правительство Путина, в отличие от ельцинского, вовремя выплачивает зарплату и пенсии, поясняет он. Пассивное большинство, зависимое от государства, глубоко сомневается в плюсах радикальных перемен, а значит, будет голосовать за нынешнюю власть.
У нынешнего российского режима предостаточно "предохранительных клапанов", полагает автор. Тот факт, что режим некоторое время разрешал публичные демонстрации, - признак гибкой тактики. Но "если кто-то попытается всесторонне оспорить власть нынешних правителей над основными экономическими богатствами России, очень скоро будут применены некрасивые методы", считает автор. Путин и его окружение резонно полагают, что с потерей власти рискуют лишиться "своих незаконных доходов, личной свободы, а возможно, и жизни".
Второй показатель - цены на нефть - автор считает "гораздо более вероятным двигателем перемен, чем публичные демонстрации". Если нефть подешевеет, Путин не сможет сдержать обещания в экономической сфере, и молчаливое большинство среагирует. На данный момент цены на нефть достаточно высоки, чтобы российской экономике ничто не угрожало. Путин также заключил ряд выгодных сделок, отмечает автор. "Как бы к нему ни относиться, Владимир Владимирович по-прежнему ведет игру умело", - заключает он.