Мы живем в эпоху демократии: даже арабский мир поддается ее обаянию, пишет на страницах The Times экс-посол Великобритании в России Тони Брентон. Однако, когда в России Путин вернулся на президентский пост, "многим показалось, что дверь тюремной камеры захлопнулась", по выражению автора. На поверхностный взгляд кажется, что оппозиционная активность снова стала уделом маргиналов, а путинская "система" восторжествовала.
Брентон иного мнения: "Россия переменилась. Старая система перестала быть неприступной", "потемкинская демократия" (по выражению автора) распадается. "Сама элита видит, что власть ускользает из рук Путина", - утверждает автор.
Путин не ослабит контроль по доброй воле, полагает автор. "Верхам есть что терять", - поясняет он. Образ Мубарака, которого судят за коррупцию, - наглядный прогноз оборота событий, если в России укоренится демократия.
По мнению Брентона, режим Путина станет все активнее апеллировать к патриотизму и предостерегать о кознях "внешних сил". "Это не означает ничего хорошего для отважных российских оппозиционеров, которых и так часто считают фактически предателями. Это также повредит отношениям России с Западом", - считает автор.
Но Путин умен и понимает, что одними репрессиями не восстановить реноме режима, считает автор. Путин осознает, что на Россию прочно воздействуют факторы, которые за последние 20 лет привели к демократии много других стран. "Он не захочет закончить свой путь на манер Николая II - противопоставляя себя ходу истории", - заключает автор.