Месяц назад начальник Генштаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов объявил о создании командования специальных операций, включающего бригаду спецназа, тренировочную базу, а также вертолетную эскадрилью и эскадрилью военно-транспортной авиации. В свое время предшественник Сергея Шойгу на посту министра обороны Анатолий Сердюков отверг подобное предложение. "Чем же вызван разворот?" - задается вопросом в статье для Foreign Policy директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин.
Модернизируя Вооруженные силы, Россия следует общемировому тренду - специализации и повышению мобильности войск, считает политолог. "Подобные подразделения существовали и во времена холодной войны, однако в сценариях Третьей мировой (для которой российская армия во многом до сих пор и предназначена) им отводилась преимущественно вспомогательная роль при нанесении тактических ядерных ударов или проведении бронетанковых операций", - говорится в статье.
Идея объединить силы специального назначения в одно командование не нова, отмечает Тренин. Американское командование спецопераций существует уже четверть века, подобные структурные подразделения есть во многих армиях мира, от французской до сингапурской. "То, что Россия занялась этим только сейчас, можно объяснить медлительностью военной модернизации Москвы и двумя десятилетиями полного пренебрежения вооруженными силами со стороны Кремля", - констатирует эксперт. По мнению Тренина, Россия уже давно присматривалась к американскому командованию спецопераций, чтобы скопировать с него собственное: "российское Минобороны всегда подражает Пентагону, если обстоятельства и средства позволяют".
Дело в том, что в настоящее время обстоятельства не только позволяют, но даже требуют этого, говорится в статье. После вывода войск коалиции "Афганистан, скорее всего, будет совсем другой страной", уверен Тренин. Очень немногие российские аналитики верят в долговечность прозападного правительства, большинство опасается, что к власти придет "Талибан". Больше всего в Кремле боятся, что ввергнутый в хаос, раздробленный Афганистан дестабилизирует и без того неспокойную соседнюю Центральную Азию.
По мнению политолога, в круг задач нового командования должно входить вмешательство в конфликты на ранних стадиях, устранение вооруженных групп вне населенных пунктов, ликвидация лагерей террористов, уничтожение лабораторий по изготовлению наркотиков. Для этого ему понадобится собственная система сбора и оценки разведданных, а также приданные и полностью контролируемые средства переброски сил.
"С сокращением западного военного присутствия в Афганистане и, если смотреть шире, на всем Ближнем Востоке, на региональные евразийские державы, в том числе на Россию, лягут повышенные обязательства по обеспечению безопасности и стабильности в регионе, - завершает Тренин. - Эти обязательства - пустой звук, если они не подкреплены существенными средствами, одним из которых может стать российское командование спецопераций, при условии, что Москва доведет до конца заявленные намерения".