Демография является ахиллесовой пятой России, пишет географ Лоран Шалар в статье, опубликованной в газете Le Figaro.
"Украинский кризис 2014 года уже можно считать зарей новой геополитической эры для европейского континента, началом самых важных изменений с момента падения железного занавеса в 1989 году и территориальных изменений, которые за этим последовали, начиная с обретения независимости Косово в 2008-м, - говорится в статье. - Расширение западной демократии на Восток, как кажется, подошло к концу. Возрождение имперской державы с определенными автократическими тенденциями, Российской Федерации, ставит под вопрос завоевания 20-летнего расширения, предпринятого Западной Европой. Россия Владимира Путина рассчитывает окончательно вернуться в европейскую политическую игру, откуда она выбыла в результате распада СССР. Российская стратегия основывается на двух элементах и имеет финальной целью превращение России в страну, доминирующую на континенте", - считает ученый.
"Первый элемент - шаги по увеличению демографического веса России. Помимо других самых разнообразных геополитических целей, включая доступ к Черному морю и контроль над газопроводами, российское руководство предпринимает попытки увеличить численность населения и территорию своего государства. В этом плане наиболее перспективно западное направление, - полагает автор. - Показательным примером может стать Украина, где Россия нацелилась в потенциале на 21,5 млн жителей восточных и южных областей, 8 млн из которых - этнические русские. Можно говорить и о Белоруссии с ее 9,5 млн жителей, которые могут быть присоединены в случае "урегулирования дела Лукашенко", диктатура которого дышит на ладан. Россия также может рассчитывать на результаты своей политики в области иммиграции. В результате численность страны может увеличиться приблизительно до 175 млн, к которым можно присовокупить (в рамках Евразийского союза?) население Казахстана (16 млн, из которых 3,8 млн - русские). С населением под 200 млн человек Россия обретет очень большой вес перед лицом других европейских государств", - поясняет Лоран Шалар.
"Вторым элементом российской стратегии можно считать ее стремление ослабить европейских конкурентов, пытаясь уменьшить их территорию через поддержку сепаратистских движений, усиливающихся вследствие экономического кризиса. Чем больше Европа будет делиться на множество государств, тем легче стране с населением в 200 млн навязывать свое мнение, играя на конкуренции одних стран с другими, следуя принципу "разделяй и властвуй", - заключает автор статьи.