Вечером 1 ноября бывший полковник КГБ, стремящийся получить политическое убежище в Лондоне, заявил, что опасается за свою жизнь, а также безопасность жены и маленького сына, если он будет вынужден вернуться в Россию.
37-летний подполковник ФСБ Александр Литвиненко впервые рассказывал о своем удивительном бегстве из Москвы в Великобританию через Турцию.
Путешествие завершилось в среду, когда он сам сдался полиции в аэропорту Хитроу.
"Я опасаюсь за мою безопасность и безопасность моей семьи, если буду вынужден вернуться в Москву, - заявил Литвиненко, сопроводив свои слова выразительным жестом. - Я рад, что впервые за последние два года я спал спокойно. Вместе с женой и шестилетним сыном я хочу начать в Великобритании новую жизнь".
О Литвиненко, который специлизировался по борьбе с организованной преступностью, заговорили два года назад, когда он обвинил российские власти в попытке убить Бориса Березовского - магната, близкого к бывшему президенту Борису Ельцину.
Он утверждает, что его с позором изгнали из органов и подвергли преследованиям люди, решившие наказать его за разговорчивость. Затем его дважды арестовывали по обвинениям, которые Литвиненко считает сфабрикованными. Хотя оба раза он был оправдан, несколько месяцев ему пришлось провести в печально известных тюрьмах Лефортово и Бутырка.
В начале этого года Литвиненко арестовали в третий раз, предъявив ему обвинения в даче ложных показаний. Друзья сказали, что ему вряд ли удастся избежать наказания: с момента избрания на президентский пост бывшего сотрудника КГБ Владимира Путина политическая атмосфера в стране изменилась.
Литвиненко решил сбежать до того, как его дело будет доведено до суда. Поскольку у него отобрали паспорт, несколько недель назад он тайком выехал в одну бывшую советскую республику, а оттуда - в турецкий город Анталия.
Там к Литвиненко присоединились 38-летняя жена Марина и сын Анатолий, которые прилетели из Москвы по туристическим визам.
Однако очень скоро дела у них пошли наперекосяк. У семьи было мало денег и она опасалась ареста. 26 октября Литвиненко позвонил по телефону 52-летнему бывшему российскому диссиденту Алексу Голдфарбу, который занимается в Нью-Йорке исследованиями в области медицины. Голдфарб, ранее поддерживавший контакт с нобелевским лауреатом Андреем Сахаровым, встретился с Литвиненко во время своего недавнего визита в Москву.
"Он сказал мне, что находится в очень трудном положении", - подчеркнул Голдфарб, выехавший в Анталию и уговоривший поехать с ним американского юриста, занимающегося вопросами иммиграции, чтобы решить вопрос о предоставлении Литвиненко убежища в Америке.
На встрече в одном из кафе в Анталии Голдфарб изложил Литвиненко свой план. Они отправились в американское посольство в Анкаре, куда добирались 4 часа.
Однако, хотя сотрудники посольства и отнеслись к Литвиненко с симпатией, они не захотели участвовать в столь щекотливом деле в преддверии президентских выборов.
Тем же вечером семья отправилась в Стамбул. Они ехали несколько часов, заблудились в тумане и ранним утром оказались на окраине города. Все это время они боялись, что им не хватит бензина и что их схватит полиция и депортирует в Россию.
На следующий день они на самолете авиакомпании "Turkish Airlines" вылетели в Лондон. Поскольку у них не было британских виз, их вполне могли бы не пустить в самолет, однако они купили билеты на самолет, следовавший в одну из стран Карибского бассейна (для поездки в которую российским гражданам не нужна виза) с посадкой в Лондоне, так что их приняли в Хитроу как транзитных пассажиров.
В Хитроу Голдфарб позвонил британскому юристу Джорджу Мензису, который пообещал ему взяться за это дело и сказал, чтобы они сдались властям.
По словам Голдфарба, Литвиненко рассказал полиции не только о том, каким преследованиям его подвергали российские власти, но и о том, до какой степени ФСБ - особенно его подразделение по борьбе с организованной преступностью - разлагается офицерами, причастными к рэкету и другим преступлениям.
"Он сказал им, что многие в России желают его смерти, поскольку он много знает", - отметил Голдфарб.
Тем не менее Литвиненко сообщил мало подробностей. Не смог он конкретизировать и свои ранее сделанные заявления о том, что у него есть информация о причастности российских властей к взрывам жилых зданий, в результате которых прошлым летом погибли 300 человек. Кремль воспользовался этими взрывами, в которых он обвинил чеченских террористов, в качестве оправдания войны в Чечне.
Правительственные источники, боясь оказаться вовлеченными в борьбу за власть между Путиным и Березовским, на которого Литвиненко непродолжительное время работал после увольнения из ФСБ, выражают сомнение, что Литвиненко является настоящим перебежчиком.