Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 ноября 2004 г.

Арун Шагал | EurasiaNet

Растущее влияние России в Центральной Азии

Утратив статус сверхдержавы, Россия тем не менее остается важным игроком в мировой политике. При меняющихся контурах региональной динамики Москвы, где выделяются усиливающееся влияние США и Китая, а также вползание Европейского союза на Кавказ и в Центральную Азию, очевидно, что Россия не может оставаться сторонним наблюдателем меняющегося стратегического и военного баланса сил на своих задворках.

После недавнего объявления НАТО об активизации деятельности на Кавказе и в Центральной Азии, такие московские лидеры, как Константин Косачев, влиятельный глава комитета Государственной думы по международным делам, утверждают, что Россия должна использовать свое влияние в регионе для продвижения демократии, демонстрируя местным лидерам, что Кремль не хочет восстанавливать экономическое и военное господство в регионе на советский манер. Косачев заявил, что влияние России на внутриполитические процессы в этих странах необходимо использовать для построения подлинно демократических государств.

Важно отметить, что Россия традиционно считает регион стратегическим буфером против внешних угроз, и многие стратегические интересы вынуждают Россию сохранить Центральную Азию в сфере своего влияния.

Главные цели и интересы Москвы:

1. Помочь трансформировать Центрально-азиатские республики (ЦАР) в политически и экономически жизнеспособные государства, проводящие дружественную России политику.

2. Усилить роль России в системе межправительственных политических и экономических отношений.

3. Расширить и формализовать интеграцию стран СНГ.

4. Обеспечить экономические интересы России в регионе.

5. Сохранить контроль России над региональными энергетическими ресурсами, помимо путей транспортировки каспийской нефти, которые будут выгодны для России.

6. Противостоять угрозе религиозного экстремизма, способствуя предотвращению наркоторговли и контрабанды оружия.

7. Обеспечить экологическую безопасность Центральной Азии, в особенности уделяя внимание экологическим катастрофам Аральского и Каспийского морей.

8. Защитить права русских, живущих в регионе.

Защита экономических интересов России - одна из важнейших целей московской политики в ЦАР. Чтобы защитить свои интересы, Россия сохраняет жесткий контроль в странах, которые считает наиболее значимыми, например, в Казахстане. Для России Казахстан политически и экономически наиболее важное государство. Здесь находятся советские военные и промышленные объекты, включая космодром Байконур и полигон для испытаний ядерного оружия.

Казахстан - второй после России крупнейший производитель нефти на территории бывшего СССР. Контроль над его энергетическими ресурсами и средствами транспортировки дает России важнейшие стратегические и экономические рычаги. В России также есть огромные предприятия, зависящие от импорта хлопка из Узбекистана. В целом в экономическом секторе существует огромное количество взаимосвязей между Россией и ЦАР.

Россия имеет жизненно важные интересы в нефтегазовом комплексе Центральной Азии. Регион обладает огромными резервами, и Москва преследует здесь свою экономическую выгоду. В то же время он играет стратегическую роль в обеспечении российского контроля над производством и транспортировкой нефти и газа в ближнее зарубежье. Кроме того, Россия стремится избежать экономической изоляции, строя новые трубопроводы на его территории. Деятельность российских нефтегазовых компаний интенсифицируется в Казахстане, где уже началась борьба за контроль над нефтяным экспортом. В меньшей степени это справедливо также в отношении Туркмении и Узбекистана.

Российские политические аналитики склонны считать статус своей страны в Центральной Азии неизменным, которая предпочитает постепенную трансформацию, делая выбор между быстрым переходом к демократии и сохранением стабильности. Они предпочитают процесс постепенной трансформации попыткам навязать западные демократические модели, чуждые этим государствам.

Изменение контуров российского участия

Обеспокоенная усилением американского и китайского влияния в регионе, Россия, учитывая свои стратегические интересы, стремится к расширению, консолидации и дальнейшему укреплению своих отношений с ЦАР. При президенте Путине Россия стремится занять прочные позиции в регионе, делая акцент на усилении кооперации в энергетической и военной сфере; об этом свидетельствует ряд двусторонних и многосторонних соглашений, недавно заключенных Россией.

После отказа США помогать президенту Узбекистана Исламу Каримову из-за нарушений прав человека его правительством Россия ухватилась за возможность формализовать экономические и военные соглашения с Узбекистаном, которые укрепят ее позиции не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии. По условиям соглашения, две страны будут разрабатывать масштабную систему безопасности, включающую в себя министерства обороны, иностранных дел и внутренних дел, а также советы безопасности. Объявленными целями партнерства являются борьба с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, наркоторговлей и организованной преступностью.

За этим последовал прорыв в отношениях с Таджикистаном. Недавнее двустороннее соглашение касается создания российской военной базы и пограничного сотрудничества, в рамках которого Россия поможет Таджикистану в развитии его пограничных структур и предоставит военную помощь. Кроме того, Совет безопасности России создаст рабочую группу по координации партнерства и помощи Таджикистану в охране границы. На церемонии подписания в Душанбе Путин подчеркнул, что российское военное присутствие в Таджикистане гарантирует российские инвестиции и стабильность в регионе.

Еще одним направлением российской стратегии стало формальное присоединение России к Центрально-азиатской организации по сотрудничеству (ЦАОС) 18 октября 2004 года. ЦАОС, созданная в 1994 году как экономическая организация, в настоящее время трансформировалась в региональную структуру, повестка дня которой включает в себя проблемы политики, экономики и борьбы с терроризмом. Этот шаг многие рассматривают как инструмент сдерживания американского и китайского продвижения в регион.

Как уже упоминалось, Россия имеет широкие экономические и политические связи с Казахстаном, возобновила соглашение об аренде космического центра Байконур на 50 лет. Она ведет переговоры об экспорте казахского газа в Европу через "Газпром". Россия установила крепкие военно-экономические связи с Казахстаном, открыв военную базу в городе Кант.

Помимо экономических и военных двусторонних связей, Россия укрепляет свои позиции через договор о коллективной безопасности (ДКБ), трансформированный в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что делает Россию ключевым игроком в этой структуре. Россия укрепляет связи и с Шанхайской организацией по сотрудничеству (ШОС), чтобы сдерживать китайское влияние. В рамках укрепления сотрудничества в сфере безопасности Россия обещает провести в Таджикистане крупные военные учения ОДКБ в первом полугодии 2005 года.

На энергетическом фронте, несмотря на предпринятые США и Китаем шаги по установлению контроля над путями транспортировки, Россия имеет преимущество. Многие центрально-азиатские трубопроводы идут через российскую территорию. В настоящее время на долю России приходится почти 15% нефти, поставляемой в США. По словам российского министра экономического развития и торговли Германа Грефа, Россия может конкурировать с арабскими государствами в поставках нефти на американский рынок.

Москва нацелена на стабильность

Подход России к усилению своего влияния в ЦАР сконцентрирован вокруг фундаментальных принципах. Территориальное господство в СНГ уже не играет существенной роли в российской стратегии. Москва стремится использовать стабильность как основной принцип внешней политики, в рамках которого российские интересы наилучшим образом обслуживает использование экономических и военных рычагов влияния. Фактор стабильности позволяет убедить этнических русских остаться в регионе, а не иммигрировать в Россию. Русскую диаспору в Центральной Азии рассматривают как важный актив в попытках привязать региональные экономики к российской.

Несмотря на сравнительно хорошие отношения с США, Россия с подозрением относится к долгосрочным последствиям американского присутствия и влияния в регионе. Она не хочет, чтобы регион обслуживал интересы Запада. Военные и экономические связи, включая энергетические, важны для интересов национальной безопасности России. Это отражается в заявлении российского генерала Валерия Манилова, сказавшего, что, "если в Вашингтоне попытаются создать постоянную военную базу в Узбекистане или Киргизии, при формулировании общей политической стратегии Кремля новая ситуация будет рассматриваться в контексте интегрированной системы". Но это не означает, что Россия хочет конфронтации с США. Наиболее вероятна разработка взаимоприемлемого соглашения.

Интересно, что в последнее время Россия ужесточила свой подход к Китаю. В октябре 2004 года совещание ШОС наложило вето на предложение Китая о создании зоны свободной торговли, одобренное другими членами организации. Похоже, что Россия обеспокоена растущим военным и экономическим влиянием Пекина, которое может повредить ее интересам, учитывая рост экономической мощи Китая.

Еще одна перспектива связана с постоянным присутствием российских войск на границе Таджикистана и Афганистана, особенно в контексте событий после президентских выборов и предстоящих всеобщих выборов в Афганистане. Учитывая отношения Северного альянса с Таджикистаном, а также и с Россией, афганские полевые командиры, возможно, окажут сопротивление центральной власти Кабула. Это сопротивление усилится, если полевые командиры воспримут программы по разоружению и реорганизации как скрытые попытки ограничить их влияние. Растущее влияние пуштунов и вытеснение Северного альянса из правящей иерархии может породить неуверенность и желание укрепить связи с традиционными сторонниками, а именно - с Россией и Таджикистаном. В среднесрочной перспективе эта проблема может стать центральной.

Вывод

Защита интересов России в области экономики и безопасности в сфере ее влияния является одной из долгосрочных целей Российской Федерации. В смысле двусторонних и многосторонних связей ее недавние попытки представляются стремлением восстановить свое господство и использовать его как инструмент формирования региональной стратегии. Важно также помешать узурпации стратегического пространства Центральной Азии такими игроками, как Китай и США. В данном контексте усилия России следует рассматривать как попытку сохранить стратегические позиции в регионе, который она считает своей буферной зоной. Это достигается укреплением межгосударственных отношений на принципе скорее "стабильности", чем "демократии".

Источник: EurasiaNet


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru