Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 ноября 2004 г.

Редакция | Financial Times

Спасти ЮКОС

Российские власти захватили все позиции и перешли в решительное наступление на нефтяную компанию ЮКОС и ее основателя Михаила Ходорковского. На прошлой неделе новость о том, что налоговое управление подает новый иск на 10 млрд долларов невыплаченных налогов вдобавок к уже предъявленному иску на 7,5 млрд, повысила уровень финансового давления на ЮКОС до критической точки. Между тем адвокат Ходорковского сообщил, что его клиенту грозит до 25 лет лишения свободы, если его признают виновным в многочисленных инкриминируемых преступлениях.

Ближайшие несколько недель должны стать решающими. ЮКОС созывает внеочередное общее собрание акционеров в следующем месяце, чтобы рассмотреть возможность объявления банкротства. Вердикт по делу Ходорковского, как ожидается, будет вынесен в январе. Тем временем акционеры ЮКОСа начинают международную юридическую кампанию против российских властей.

Сейчас не вызывает никаких сомнений, что Кремль не заинтересован в том, чтобы ЮКОС со временем выплатил налоги и остался на плаву. Власти хотят развалить компанию и захватить ее активы, начиная с "Юганскнефтегаза", основного производственного подразделения ЮКОСа. То обстоятельство, что общая сумма налогового счета (17,5 млрд долларов) примерно соответствует стоимости "Юганскнефтегаза", конечно же, не является случайным совпадением.

Представители Кремля сказали, что желают видеть большее участие государства на командных высотах экономики, особенно в энергетическом секторе. Все уже было организовано для того, чтобы передать активы ЮКОСа "Газпрому" или другой компании, контролируемой государством.

Личная судьба Ходорковского, к несчастью, менее ясна. Если ему сильно повезет, то его вышлют из страны. Если нет, ему предстоят долгие годы тюрьмы.

Власти имеют веские причины для судебных разбирательств и налоговых исков. Ходорковский обрел свое крупное состояние при туманных обстоятельствах, и налогов он выплатил явно недостаточно. Но другие олигархи в этом от него ничем не отличаются. Ходорковского выбрали потому, что он был самым богатым и имел самую ярко выраженную политическую позицию. Решение о преследовании Ходорковского было произвольным и аморальным.

Россия сейчас - уже не та страна, которой она была каких-то 15 месяцев назад, когда началась атака на ЮКОС.

После ужасной трагедии в Беслане Кремль, эксплуатируя установившуюся атмосферу страха, объявляет всех своих врагов террористами. Сейчас кажется абсолютно невероятным, что Путин оставит ЮКОС в покое.

Но даже сейчас, на последней стадии, Путину следует искать компромиссные пути - в том, что касается миноритарных акционеров или времени выплаты налогов. Возможно, его не волнует ущерб, который это наносит репутации России в связи с соблюдением прав человека и правопорядка. Но президента должен волновать вред, наносимый инвестиционному климату России.

Российские олигархи, которые до ареста Ходорковского начали репатриировать капитал, теперь снова выводят его за границу. Международные инвесторы вкладывали деньги в нефть и газ. Но если бы не страхи, порождаемые делом ЮКОСа, денежный поток был бы намного полноводнее. Проявив сейчас снисходительность, власть не отменит всего плохого, что она сделала с нефтяной компанией или Ходорковским, но по крайней мере этим она ограничит масштаб вреда, наносимого экономике. В противном случае одни только судебные процессы по международным искам могут тянуться годами.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru