Здесь нет свадьбы, нет романтического интереса, нет сюжета, о котором можно поговорить. Вместо всего этого читателя эпического труда Карла Маркса Das Kapital угощают пространным трактатом о разделении труда и капиталистических моделях производства, к тому написанным длинными, спиралевидными предложениями.
Но это не помешало немецкой театральной труппе совершить, казалось бы, невозможное: поставить огромный классический труд по экономической теории на сцене.
Со времени многосерийной экранизации Пруста перед драматургом не стояла такая гигантская задача - превратить заковыристые темы, вроде "производства абсолютной прибавочной стоимости", в интересное зрелище.
В свете этой задачи сцена театра Duesseldorfer Schauspielhaus украшается книжными шкафами и бюстом Маркса. Восемь человек - выбранные из числа немногих, кто прочел книгу от корки до корки, - рассказывают свои истории, создавая театрализованный коллаж, где Маркс является связующей нитью.
Пьеса "Капитал. Том первый" детище Rimini Protokoll, коллектива молодых немецких режиссеров, которые сделали себе имя в "документальном театре".
В "Капитале" участники представляют собой смешанную группу. Вот стойкий марксист, который поносит Coca-Cola и пороки потребительского общества, певец-социалист из бывшей коммунистической ГДР и слепой работник телефонной справочной, который мечтает попасть в программу "Кто хочет быть миллионером".
Неожиданный прием зрительского участия - каждый театрал получает книгу в твердом переплете, 23-й том собрания сочинений Маркса и Энгельса.
Чтение всего тома вслух с анализом, чтобы разобраться в сказанном, вылилось бы в действо продолжительностью в целый год. Но режиссеры из Rimini Protokoll свели свою версию к более разумному формату - в рамках одного вечера.
Впрочем, коллектив говорит, что каждый спектакль отличается от других, отражая спонтанность пьесы, которая репетируется всего три недели.
На счету Rimini Protokoll - недавние шоу с аншлагами, такие как Blaiberg und Sweetheart 19, в котором участвовали люди, перенесшие пересадку сердца, и те, кто ищет любовь на сайтах одиноких сердец.
Книга Маркса основана на 30-летнем исследовании капиталистического производства в индустриальной Англии. Пьеса, премьера которой состоялась в субботу, не сказать чтобы захватила некоторых критиков. "В значительной мере в пьесе остается что-то от лекции, которая, как любая лекция, временами суха и скучна", - писала газета Sueddeutsche Zeitung.
После Дюссельдорфа пьесу покажут в Берлине, Франкфурте и Цюрихе.