Выборы в конгресс в США стали, главным образом, референдумом по политике Джорджа Буша. Что решила Америка? Насколько неожиданными являются результаты?
Пройдет еще несколько дней, прежде чем окончательно станет ясно, как велика неожиданность. Еще неизвестно, смогут ли демократы наряду с большинством в конгрессе завоевать еще и большинство в сенате. Каждый из 50 штатов представлен в нем двумя сенаторами. Согласно очередности выборы проводились только по трети мест. После подсчета голосов в 32 из 33 штатов демократы получили в 2006 году 50 мандатов против прежних 49 (включая двух "независимых" сенаторов Джозефа Либермана и Берни Сандерса). Последнее слово за Вирджинией. Но разрыв между кандидатами там настолько мал, что, скорее всего, последует пересчет.
Общенациональный успех демократов был предсказуемым - и, тем не менее, неожиданным. Тенденция возникла еще летом. С начала сентября опросы стабильно прогнозировали демократическое большинство в палате представителей. Когда осенью республиканцев потрясли очередные коррупционные и сексуальные скандалы, вдруг оказалось, что расстановка сил может поменяться и в сенате. Однако за последние дни перед выборами республиканцы сократили отставание. Их лагерь воспрял, и демократы испугались сюрпризов, подобных тем, которые преподнес им в 2004 году предвыборный штаб Буша. Тогда он и его партия добились лучших результатов, чем ожидалось.
Что говорит результат о политических настроениях в США?
Выборы стали референдумом о политике Буша и его партии. Опросы показали, что четырьмя основными мотивами, которыми руководствовались избиратели, были коррупция, террористическая опасность, отношение к демократическим ценностям и иракская политика. Их оценка по регионам оказалась очень различной. Ирак был не единственной, но все же первостепенной темой. Большинство не хочет быстрого вывода войск, однако, пожалуй, выступает за смену курса - постепенное начало отхода. В основном преобладает ощущение, что Буш ведет Америку в неверном направлении. Граждане сказали "нет" президенту и его партии, однако так и не решились на четкое "да" демократам. Те не сформулировали детальной альтернативной политики по большинству вопросов. Общий настрой на перемены можно увидеть и в том, что демократы получили большую часть из 36 губернаторских постов, голосование по которым проходило во вторник. Борьба за Белый дом в 2008 году будет проходить на фоне укрепления власти демократов в регионах.
Какие влияние возымеет победа демократов на политический курс Джорджа Буша?
У президента больше нет большинства в конгрессе. Даже среди депутатов-республиканцев он утратил многих сторонников, так как они винят его в поражении. До сих пор Буш извещал о своей политике в речах и продвигал ее через парламент путем сильного нажима. Теперь он должен идти на уступки демократам. Но годы "двоевластия", как показывает опыт, не самый плохой вариант для Америки. Клинтону шесть из восьми лет своего президентства пришлось работать с республиканским конгрессом. В этот период бюджет был сбалансированным, идеологическая односторонность была невозможной. Но у Буша отсутствует дар Клинтона гибко добиваться поддержки в лагере соперников. Однако теперь некоторые из его проектов, которые провалились в результате сопротивления правых республиканцев, получат, вероятно, новый шанс - например, умеренный и современный закон об иммиграции, который открыл бы дорогу к легализации в США миллионам нелегальных испаноязычных американцев.
Будущий председатель парламента Нэнси Пелоси, первая "мадам спикер" в истории Америки, огласила умеренную программу на первые сто дней: более жесткие законы против слишком тесной связи лоббистов и законодателей; реализация всех предложений комиссии "9/11", которые могут предотвратить повторение террористических актов 2001 года в США; первое за девять лет повышение минимальной заработной платы до 7,25 доллара в час; переговоры с фармацевтической промышленностью о доступных ценах на медикаменты для пожилых людей.
Что означает победа демократов для Европы?
Во внешней политике США мало что изменится, а если изменения и последуют, то они будут постепенными. Темы определяются международными кризисами: Ирак, Иран, Северная Корея, Израиль и Палестина. Во-первых, здесь не так много места для маневров. Во-вторых, внешнеполитическая инициатива в США - это прерогатива президента. Международное сотрудничество при демократах не обязательно станет для европейцев проще. На просьбы Буша о поддержке легче сказать "нет", поскольку его политика считается ошибочной. Но если сейчас демократы заявят, что Америка нуждается в помощи, чтобы выбраться из сложного положения, отказать им будет сложнее. По больным для европейцев вопросам - энергетическая политика, зашита окружающей среды и сохранение климата - станет возможным более глубокое сотрудничество. Демократы, как и республиканцы, стремятся к сокращению зависимости от арабской нефти, и к тому же они не прочь заработать деньги на современной технике и экологически чистых угольных электростанциях.