Молодой президент стал воплощением надежд всего грузинского народа во время "революции роз" в 2003 году. И вот мечта рухнула
В неожиданном телеобращении президент Саакашвили заявил о проведении досрочных президентских выборов 5 января 2008 года, "чтобы предоставить выбор оппозиции и грузинскому народу". Одновременно будет проведен референдум, на котором определится дата проведения парламентских выборов - главный предмет споров власти и оппозиции.
Это свидетельствует о кардинальном изменении позиции грузинского президента. Произошло ли оно под давлением таких влиятельных сил, как США? Такое утверждение было бы поспешным. Путь Михаила Саакашвили представляется полным крутых разворотов. Пик пришелся на осень 2003 года, когда все более многочисленная толпа начинала скандировать: "Миша, Миша, Миша!" при каждом его появлении, показывая тем самым, кто станет олицетворением "революции роз". Рядом с ним - Зураб Жвания, бывший председатель парламента, и его преемница Нино Бурджанадзе - они казались ударной тройкой.
Движение, выросшее из народного протеста против подтасовки результатов выборов, вскоре охватило всю Грузию. 23 ноября президент Эдуард Шеварднадзе - "старый седой лис" - ушел в отставку. Несмотря на советы некоторых приближенных, он до последнего отказывался применить силу.
На волне народной поддержки Михаил Саакашвили выставил свою кандидатуру на выборах, и в начале 2004 года 36-летний политик был избран президентом, получив почти 90% голосов. Казалось бы, перед Грузией открылся новый этап. Молодого президента благосклонно приняли в разных столицах. Газета Paris-Match опубликовала его фотографию с супругой, уроженкой Голландии Сандрой под заголовком "Кавказские Кеннеди". Даже Владимир Путин расщедрился на улыбку, многие приветствовали триумф демократии.
Считалось, что Михаил Саакашвили несет западные ценности. Он учился в Страсбурге и работал в адвокатском бюро в Соединенных Штатах. В 1995 году Эдуард Шеварднадзе назвал его многообещающей фигурой и в октябре 2000 года сделал его министром юстиции, но Михаил Саакашвили довольно скоро ушел в отставку, утверждая, что не может проводить реформы в обстановке, где доминирует коррупция. Он создал собственную партию, "Национальное движение".
После президентских выборов 2004 года ситуация в стране улучшилась. Особо коррумпированные представители полицейского корпуса были уволены. Дороги, находящиеся в катастрофическом состоянии, отремонтированы. Электроснабжение, в предыдущие зимы сокращенное до двух часов в день, теперь осуществлялось круглосуточно. Настоящий беспрецедентный бум произошел в сфере недвижимости, и над старым Тифлисом поднялись 15-этажные дома. Но многие отмечали, что президента окружает команда новичков, мало понимающих в управлении государством и склонных в авторитарном порядке насаждать необходимые, по их мнению, меры.
Смерть от отравления газом в феврале 2005 года Зураба Жвании, ставшего к тому времени премьер-министром, стала первым сучком в этой прекрасной истории. По мнению многих, эта смерть произошла при очень подозрительных обстоятельствах. Спустя некоторое время руководство одного местного телеканала было взято под стражу - по подозрению в вымогательстве. Главной ошибкой руководителей телеканала стала демонстрация карикатуры на президента в стиле программы Guignols de l'info. Большинство телеканалов оказались под контролем.
У некоторых собственников отняли дома под тем предлогом, что строительство производилось нелегально. Мелких торговцев изгнали с улиц, два главных рынка, называемых здесь базарами, закрыли вовсе. Торговцы оказались виноваты в том, что отказались от кассовых аппаратов, с помощью которых государство могло бы контролировать их товарооборот. В итоге, пока растут состояния, а по Тбилиси ездит больше роскошных автомобилей, чем по Женеве, люди более скромного достатка - гораздо более многочисленные - тщетно пытаются вырваться из нищеты. Рост цен после "революции роз" составил 50%.
Все готово для того, чтобы мстительные заявления бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили - обвиняющего президента в том, что он в прошлом приказал убить несколько человек, - были восприняты с энтузиазмом. Его арест, признания и высылка послужили детонатором.
Сегодня идиллия между народом и его президентом завершилась следующими кадрами: спецназ, разгоняющий участников акций протеста на улицах и вламывающийся в телестудию канала, известного своей независимостью. В романе это называлось бы рухнувшей мечтой.