Врагам Грузии и мировой демократии вряд ли можно было преподнести лучший подарок, чем показанные в среду по телевидению кадры: полиция избивает участников антиправительственных выступлений, а независимые телеканалы отключают от эфира. Президент Михаил Саакашвили, после недели выступлений оппозиции объявивший режим чрезвычайного положения, вчера сменил тон и объявил досрочные выборы.
В связи с его решением борьба за власть переместится с улиц к избирательным урнам, где ее и следует вести. Если Грузия сможет в ближайшие недели разрешить поразивший ее кризис, то она вновь покажет пример свободы на Кавказе, став маяком для своих соседей. "Революция роз", на волне которой Саакашвили в 2003 году пришел к власти, вдохновила демократов на Украине, в Ливане и в других государствах.
За прошедшие четыре года под руководством президента возродилась экономика (в этом году показатели выросли на 10%), наведен порядок в правительстве. При Саакашвили Грузия попала в поле зрения НАТО и ЕС, и все это время ей удавалось избегать атак со стороны Кремля. Достижения Грузии - настоящее чудо, учитывая, что после обретения страной независимости в 1991 году там разразилась гражданская война, а затем на целое десятилетие установилась власть клептократии. Но молодая демократия и 39-летний президент смогли добиться определенной стабилизации.
Разобраться в том, что происходило в последний месяц, весьма непросто. Попробуем сделать это вместе. В октябре бывший союзник Саакашвили, министр обороны Ираклий Окруашвили обвинил президента в намерении "ликвидировать" ведущего предпринимателя Грузии Бадри Патаркацишвили. Об этом он заявил на принадлежащем Патаркацишвили телеканале "Имеди", одновременно сообщив о своем присоединении к оппозиции. Спустя два дня Окруашвили арестовали по обвинениям в коррупции. Оппозиционеры заявляют, что это было сделано с целью заставить его замолчать. Правительство утверждает, что Окруашвили выступил со своими заявлениями как раз для того, чтобы предотвратить преследование по делу о коррупции, о котором он знал заранее.
Как бы то ни было, противники Саакашвили увидели в случившемся повод для начала атак на правительство, которое, как они утверждают, проводит чересчур жесткую линию и политизирует судебную власть. Беспокойство относительно соблюдения закона в Грузии - резонный вопрос для оппозиции, и его можно беспрепятственно обсуждать. В прошлую пятницу демонстранты начали уличные акции, однако в среду их выступления были жестоко подавлены.
Закулисным лидером оппозиции выступает Патаркацишвили - в прошлом близкий союзник российского олигарха Бориса Березовского, вынужденного ныне жить за границей. Ранее Патаркацишвили добивался убежища в Грузии, когда Кремль выступил против его покровителя, притом что у него весьма непростые отношения с новым режимом в Тбилиси.
Выступая в среду по национальному телевидению, Саакашвили заявил, что имеет место заговор с целью свержения его демократически избранного правительства и за попыткой переворота стоит Россия. Глава государства объявил режим чрезвычайного положения на 15 дней. Школы были закрыты, а неправительственные СМИ заставили замолчать.
Нельзя отвергать вероятность, что Кремль действительно причастен к насильственным акциям протеста, случившимся на этой неделе. Россия контролирует сепаратистские регионы страны: Абхазию и Южную Осетию. Она ввела торговую блокаду Грузии и продолжает попытки дестабилизировать прозападное демократическое правительство в Тбилиси. Однако доказательства ее причастности, приведенные на этой неделе, выглядят далеко не самыми убедительными. В любом случае, постоянная российская угроза отнюдь не дает Саакашвили карт-бланш, позволяющий игнорировать демократические процедуры. Закрытие антиправительственного телеканала "Имеди" лишило Грузию голоса оппозиции. Подлинные демократии способы переварить плюрализм. (News Corporation, которая завершает покупку Dow Jones & Co, издателя нашей газеты, на прошлой неделе выкупила у Патаркацишвили контрольный пакет акций "Имеди".)
Закрыв телеканалы и объявив чрезвычайное положение, Саакашвили, пожалуй, переусердствовал - он сам косвенно признал это во вчерашнем заявлении. Выборы, которые пройдут 5 января, на год раньше запланированного срока, и вероятная досрочная отмена режима чрезвычайного положения - хорошее начало, благодаря которому Грузия могла бы вернуться в нормальное положение.