Нечасто документальный фильм смотрится, как детектив, и приводит к тому, что недоброжелатели направляют тайных агентов, чтобы уничтожить картину и запугать ее создателя. Именно таким фильмом, по мнению обозревателя Le Monde Жака Мандельбаума, стал фильм Сирила Туши, посвященный Михаилу Ходорковскому.
"Кто этот человек? Какова его история? В каком преступлении он виновен? На эти вопросы пытается ответить этот захватывающий фильм, снятый в форме расследования, шаг за шагом проводимого по всему миру в поисках свидетелей. В результате получилась поучительная история, представляющая собой обвинительное заключение, вынесенное автократии, выдающей себя за демократию и возглавляемой Владимиром Путиным", - пишет Мандельбаум.
Эта история вызывает еще больший интерес потому, что фильм представляет собой захватывающую охоту за истиной. Режиссер встретился со многими персонажами, так или иначе связанными с делом Ходорковского. Туши удалось даже взять короткое интервью у Ходорковского во время второго процесса. В своей стеклянной клетке он демонстрирует поразительную ясность мысли и связывает свою личную судьбу с судьбой демократии в России, отмечает автор.
"В фильме есть и теневые зоны. Официальная версия из-за отсутствия представителей властей практически не слышна. Фильм также не решает вопрос о неблаговидных поступках, в которых - обоснованно или нет - подозревается Ходорковский, начиная от мафиозных методов его восхождения и заканчивая политическими амбициями, связанными с резкой переменой его взглядов. Но эти вопросы хотя бы не умалчиваются. Констатация этой загадки делает честь фильму", - резюмирует издание.
Также по теме:
Сирил Туши: "Я очень боялся стать жертвой манипуляций" (Le Monde)
Величие и падение Михаила Ходорковского (Le Figaro)