Даже внимательный наблюдатель может подумать, будто на парламентских выборах в России один из ведущих кандидатов - Брюс Уиллис, замечает корреспондент The Washington Post Кэти Лалли. "Крепкий орешек" уже несколько месяцев красуется на рекламных щитах в самых многолюдных местах, поясняет она. Но на деле Уиллис рекламирует банк.
"Политическая реклама - намного менее яркая, преимущественно сдержанная и безликая, если не считать вечного "дурного мальчишки" Жириновского, который выступил с некрасивым этническим призывом", - говорится в статье.
Тем не менее россияне быстро овладевают искусством политических грязных уловок. "Вся наглость этих ухищрений указывает на степень равнодушия избирателей, а также на уровень высокомерия властей", - пишет Лалли.
На прошлой неделе в Москве появилась социальная реклама - призыв 4 декабря прийти и проголосовать. "Теперь вывешено еще больше этих плакатов. Выглядят они почти так же, как прежние, только наверху - логотип "Единой России" с галочкой, означающей "голосуйте за нас", - повествует автор.
Разъяснить этот феномен вызвался Андрей Бузин, наблюдатель НКО "Голос", которая финансируется Соединенными Штатами и занимается мониторингом выборов американскими методами. По словам Бузина, городские власти Москвы заключили контракт на рекламу с некой фирмой-фаворитом. "Это первое нарушение, поскольку фирма является стороной в этом контракте около 10 лет, что, видимо, противоречит закону о госзакупках", - говорится в статье.
"Эта же компания поставляет рекламные материалы "Единой России". Поэтому картинки одинаковые. Конечно, избирательная комиссия Москвы это отлично знает. Глава Избиркома занимает свой пост уже 16 лет", - сказал Бузин. По его словам, город оплатил первые плакаты, а "Единая Россия" вторые, на которые добавлен ее логотип. Это грубое нарушение закона о выборах, заключил Бузин, но, чтобы жаловаться на такие нарушения, нужны независимые суды.
"Все это совершенно естественно, так как "Единая Россия" - не партия в классическом смысле этого слова. Это подразделение администрации", - отметил Бузин.
Исполнительный директор "Голоса" Лилия Шибанова ведет учет, пишет доклады, проводит пресс-конференции. Организация получает деньги от Агентства международного развития США, Национального фонда демократии (США) и британского посольства.
Бузин отмечает нарушения, о которых сообщают граждане, на карте в интернете. "Многих все это обескураживает, они считают, что лучше вообще не ходить на выборы. Неудивительно, что русские любят знаменитостей так же горячо, как недолюбливают политиков", - заключает автор.