Михаил Саакашвили, президент закавказской республики Грузия, входит в число лучших и умнейших людей своей страны: студент элитного американского университета, адвокат крупной адвокатской конторы в Нью-Йорке, затем стремительное вхождение в политику у себя на родине, а после "революции роз" в конце 2003 года - президент бывшей советской республики. К сожалению, его способности не помешали ему вести роковую политику: к настоящему моменту она достигла кульминации, которая выражается в конфронтации с Россией, такой же опасной, как и избыточной.
Внутри страны президент, начинавший как демократ, ведет себя на удивление недемократично. Во внешней политике он некритично опирается на Вашингтон, который "усыновил" Грузию как страну, через которую транзитом идут потоки нефти и газа, финансирует большую часть ее бюджета и помогает ей в создании собственной армии. Представители Европы сожалеют, что Саакашвили отказывается проводить реформы и отвечает на критику одним аргументом - главным для Грузии является поддержка Вашингтона. Такая тесная связь тем более неосмотрительна, что США бросают маленькие государства на произвол судьбы с той же легкостью, с которой их "усыновляют".
Тбилиси приходится сосуществовать главным образом с Москвой, а не с Вашингтоном. Никто не спорит, что путинская Россия не является приятным партнером. Однако Грузия во многом зависит от нее: это экспорт ее продуктов, импорт газа и электроэнергии, инвестиции в экономику. Плюс работа в России сотен тысяч грузин, которые таким образом кормят свои семьи, остающиеся на родине. При всем том Саакашвили использует любой случай, чтобы пнуть Россию словесно. Весной Кремль отреагировал предупредительным выстрелом и приостановил импорт основных товаров грузинского экспорта: вина, минеральной воды и овощей. Саакашвили остался непреклонным и на Генеральной Ассамблее ООН назвал "бандитской оккупацией" российское миротворческое присутствие в Южной Осетии и Абхазии, сепаратистских регионах Грузии.
У Путина на публичную критику аллергия, и его ничто не остановит, если сосед слаб, а он решительно настроился отомстить. Об этом может поведать, например, бывший олигарх Михаил Ходорковский, который вызывал гнев хозяина Кремля, а через несколько месяцев оказался в тюрьме. В случае Саакашвили в качестве предлога для санкций Путин воспользовался раздутым Москвой до уровня скандала ничтожным случаем с предполагаемыми российскими шпионами, который еще далеко не исчерпан. Россия уже начала охоту на грузин и в пятницу, якобы за нарушение визового режима, выслала из страны сразу 140 грузинских граждан. Прокремлевские средства массовой информации дружно призывают к военной сатисфакции или даже к аннексии Абхазии и Южной Осетии.
Если Саакашвили надеется, что его покровитель, сидящий в Белом доме, защитит его от Москвы или, тем более, заставит Кремль положить конец фактически колониальному режиму в Абхазии и Южной Осетии и оккупации этих территорий российскими войсками, то его расчеты ошибочны. Даже если бы Джордж Буш имел в наличии эффективные меры давления на Россию, он вряд ли прибег бы к ним из-за двух мелких кавказских регионов, испортив тем самым отношения с Москвой. По крайней мере сейчас, когда Белый дом пытается склонить Москву поддержать его в иранском вопросе, а также пока США надеются получать из России газ и нефть.
Никто не спорит, что своими санкциями, не только с политической подоплекой, но и сомнительными с точки зрения закона, Кремль продолжает портить себе репутацию в глазах Запада. Одно только "но": Москве до этого нет никакого дела, что доказали агрессивные выступления Путина и его министра иностранных дел, отвергнувшие требования США и ЕС о снятии санкций. После газовой войны с Украиной не осталось никаких сомнений, что Кремль проводит неоимперскую политику, не гнушаясь пускать в ход свое оружие - прежде всего, энергетическое. Блокада Грузии призвана преподать наглядный урок: надо наказать строптивого экс-вассала и показать Западу, что купающийся в нефтедолларах Кремль снова достаточно силен, чтобы нанести ответный удар в случае вмешательств в его зоне влияния. Расплачиваться за вызовы Кремлю Саакашвили не придется, зато сотни тысяч грузин заплатят за его несостоятельность как государственного мужа.