Владимир Путин едет с визитом к Ангеле Меркель - ему придется многое ей объяснить
Не так все просто складывается для Ангелы Меркель и во внешней политике. Незадолго до встречи с Владимиром Путиным, которая состоится во вторник, она получила из России более чем тревожные новости: с убийством журналистки Анны Политковской не по своей воле замолчал один из последних критических голосов. Теперь в России не может быть и речи о свободе слова, не говоря уже о правовом государстве. Что же это за страна, где журналистов и банкиров, которые ведут борьбу с коррупцией, убивают перед собственным домом или на улице? Путинская "управляемая демократия" выказывает свое истинное лицо. А что же сам Путин? В воскресенье он предпочел отмолчаться по поводу убийства, а не осудить его.
Внешнеполитический имидж России также близок к катастрофе. Шпионская афера в Грузии стала для Кремля долгожданным поводом расквитаться с впавшим в немилость руководством Тбилиси. Москва наказала Грузию прежде всего за ее натовские амбиции. Такая политика Кремля обнажает имперские устремления России, напоминающие о временах, которые, казалось бы, канули в Лету. Украина на собственном опыте убедилась, как Москва может превратить свою энергетическую мощь в политическое оружие. Европейцам внушает опасение и другое направление развития событий: "Газпром" и другие российские концерны нацелены на крупные приобретения в Европе. "Газпром" хочет получить контроль над всей цепочкой: от месторождений в Сибири до конечного потребителя в Германии. Рекламой амбиций подконтрольного Кремлю концерна на рынке Германии будут теперь футболисты команды Schalke 04.
В таком контексте Германии необходимо разработать последовательную политику в отношении России. Время для этого самое подходящее: ЕС должен провести переговоры с Россией по поводу нового соглашения. В МИДе существует планы более тесно привязать к Германии и ЕС Россию в рамках новой "Восточной политики". Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер идет по стопам своего бывшего шефа Герхарда Шредера. Однако Меркель, напротив, с самого начала обозначила, что будет держать дистанцию с Москвой.
Германия никуда не денется от тесного и длительного сотрудничеств с Россией, и не только из-за зависимости от энергоресурсов. Изоляция Москвы исключается сама по себе. Однако путь назад, к "тактике дружеских объятий" времен Шредера, закрыт. Германо-российские отношения меньше всего нуждаются сегодня в дружеских похлопываниях по плечу. Диалог, в котором любая критика изначально становится жертвой самоцензуры, ничего не стоит.
И поэтому убийство Анны Политковской должно стать одной из главных тем саммита в Дрездене - наряду с климатом устрашения, который установился в сегодняшней России и который сделал возможным совершение подобного преступления. Конфликт с Грузией тоже не должен быть обойден вниманием на встрече глав двух государств. Эти темы должны стать основными на повестке дня - в противном случае как российская оппозиция, так и соседи в Восточной Европе могут разочароваться в позиции Ангелы Меркель. Для них Меркель является символом новой политики в отношении России. Ее очевидного сопротивления на трехсторонней встрече с Шираком и Путиным недостаточно. Однако о том, как должен выглядеть будущий курс, фрау канцлер, к сожалению, до сих пор так и не рассказала.