Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 октября 2007 г.

Франсуа Отэ | Le Figaro

Че - жестокий ангел, падший с пьедестала

Миллионы подростков до сих пор носят футболки с изображением Че Гевары, которого они считают мучеником. На самом деле "кубинский Робеспьер" был одержимым и безжалостным палачом.

Перед лицом смерти он запаниковал, что доказывает, что он все же был человеком - по крайней мере, когда речь шла о его жизни. "Не стреляйте! Я Че Гевара! Я дороже живой, чем мертвый!" - кричал он 8 октября 1967 года, когда его схватили боливийские солдаты в каньоне Юро. Было это ровно 40 лет назад. Днем ранее был издан приказ: капитан ЦРУ Феликс Родригес должен казнить узника, который походил на нищего в лохмотьях. "Он побледнел как лист бумаги. Я никогда не видел человека в таком состоянии", - вспоминает тот, кто шел по следу Че на протяжении нескольких месяцев.

Прикрытие для иллюзий

В 13:30 пьяный боливийский солдат выпустил пулеметную очередь. Он убил Че. Боливийцы хотели прикончить его любой ценой. Американцы предпочли бы оставить его в живых, чтобы не делать из него мученика. Так и случилось: он немедленно стал мучеником.

На Кубе в октябре 2007 года на гигантских афишах все еще изображено сияющее лицо Че, которого патетический 81-летний старик Фидель Кастро продолжает использовать как прикрытие для мертвых иллюзий.

Его лицо маячит повсюду, а 11 млн жителей острова, узники нищеты, выпрашивают несколько долларов у туристов, покоренных этим дешевым очарованием и этим домом терпимости для всех бесстыдных туроператоров.

Один Че реет пока над руинами кораблекрушения, как нерушимый миф, в то время как Берлинская стена и СССР уже давно исчезли с лица земли, а Китай тщетно пытается взять под контроль дикий протокапитализм. Режи Дебрэ, сражавшийся с Че рука об руку, так описывает ситуацию: "Против мифов не пойдешь. Убийство превратило его если не в архангела, то в карающий меч..."

Сторожевая собака Кастро

Жестокая смерть превращает человека в экуменический символ - модные кутюрье и футболисты помещают его лицо на одежду. Как в свое время было с Джимом Моррисоном. Вот, пожалуй, момент истины для Че. Нет, этот человек не был идеалистом, которого убили. На Кубе он был сторожевой собакой Фиделя Кастро, исполнителем его черных дел. На его совести сотни смертей. Прежде чем трансформироваться в безоружного мученика, он был "мясником из Кабаны" - гаванской тюрьмы. Он курил гаванские сигары прямо на казнях своих жертв в компании приглашенных. "К черту буржуазные законные методы. Доказательства имеют второстепенное значение", - говорил он.

По случаю этой годовщины опубликовано много работ. Наиболее удручающая из них - книга Хакобо Мачовера "Неизвестное лицо Че". Автор, читавший "труды" Че, констатирует: "Нет ничего догматичнее, чем эти тексты, где самый жесткий политический фундаментализм спорит с безудержной пульсацией смерти". Помимо персонажа из плоти и крови, возможно, именно эта мистика смерти, это нездоровое стремление вернуться к изначальному хаосу так возбуждает молодых поклонников Че. Но ангел был демоном, а его пульсация - его разрушением.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru