"Теперь я хочу посмотреть, действительно ли это партия свобод, можно ли в ней диссидентствовать, критиковать лидера, как во всех демократических странах. Я пока наблюдаю, не выхожу из партии. Скажем так, я переживаю кризис сознания". На этот раз восстал, разрушил стену "преданности", возводившуюся в течение 15 лет политической и культурной активности при дворе Кавалера, Паоло Гуццанти, бывший сенатор, бывший председатель комиссии Митрохина, сегодня - депутат Pdl (Popolo della Libertà, партия "Народ свободы") и автор редакционных статей в газете Giornale. Сегодня он, запершись в своей римской квартире, после критического выступления в своем блоге занимается тем, что отвечает на телефонные звонки с выражениями солидарности. От своих коллег по партии.
- "Уважаемый член парламента Гуццанти, бывший преданный соратник Берлускони" - теперь так уже можно сказать?
- Конечно же, я остаюсь депутатом и остаюсь в группе. Я буду оценивать ситуацию. Но Берлускони, который защищает Путина в Грузии, повторяю, вызывает у меня тошноту.
- Разве вы только теперь узнали, как ваш лидер относится к российскому руководителю?
- Берлускони мне всегда говорил, что Путин добропорядочный человек, что считать его злодеем - все равно что называть Берлускони убийцей. Но в этот раз он перешел все границы. Прошлым вечером на совещании группы я собственными ушами слышал, как мой лидер пропагандирует самую низкую ложь. Меня поразила та вызывающая смущение улыбочка, с которой он говорил об ужасной трагедии, искажая факты. Он оправдывал российское вторжение, как будто бы оправдывал Гитлера.
- А вы? Не протестовали? Вы не покинули зал, где проходила встреча?
- Нет, я не захотел совершать бесполезные пошлые поступки, я ушел взволнованный. Впервые я осознал, что совесть - это нечто физическое, я испытал брезгливость, меня тошнило, еще и потому, что мои коллеги подмигивали, улыбались, аплодировали.
- Но эти же самые коллеги теперь нападают на вас. Список сообщений бесконечный: Малан, Лури, Джиро и многие другие. Гуццанти, "видимо, заболел", "фантазии", "должен извиниться"...
- Быть может, они были невнимательны в тот вечер. Но некоторые из депутатов, которые на меня нападают, те же, что во второй половине дня (вчера), звонили мне, чтобы сказать, что я правильно сделал, что я был прав. Быть может, они уже получили другие указания. Например, Джорджио Ла Мальфа (лидер Республиканской партии) поддержал мои рассуждения и напомнил о том, что Берлускони назвал грузинского президента убийцей. Мне нет необходимости выступать с опровержениями. Я был бы счастлив, если бы опровержения представил Берлускони.
- Российские дела, после Митрохина и случая с отравлением полонием Литвиненко, касаются вас лично.
- Я мог поплатиться собственной шкурой.
- Но вас лишили охраны.
- Это можно было бы назвать случайностью. Но 26 августа я публично выступил на объединенном заседании комиссий по иностранным делам против политики Берлускони, поддерживающего Путина, и спустя три часа моя охрана была отозвана. В период правления Проди никто и не думал так поступать. Странно, если не сказать - опасно.
- И, наконец, вчера вечером имел место очередной выпад министра Мары Карфанья против вашей дочери*.
- Известно, что Карфанья - великий министр департамента равных возможностей. Тот факт, что теперь она составляет психиатрический анализ тех, кто ее критикует, доставляет истинное удовольствие.
_____________________________________
* Итальянская комедийная актриса Сабина Гуццанти, известна итальянской публике своими колкими остротами в адрес Сильвио Берлускони. Другая цель, по которой "выстреливала" Гуццанти, - министр департамента равных возможностей Мара Карфанья - бывшая фотомодель и участница конкурса "Мисс Италия-1997", которая еще несколько лет назад представала перед публикой в достаточно вольных одеждах (Прим. ред.).