Такое увидишь нечасто: два знаменитых пианиста - Даниэль Баренбойм и Марта Аргерих - задорно смеялись, борясь за доступ к педалям, а затем сыграли в четыре руки, повествует в блоге International Herald Tribune журналистка Маша Гессен. Это произошло в Берлине на концерте "В Россию с любовью", приуроченном к 7-й годовщине убийства журналистки Анны Политковской, сообщает автор.
Это третий из своеобразного цикла концертов, организованных Гидоном Кремером. В 2009 году ансамбль Кремера исполнил симфонию Пярта, посвященную Михаилу Ходорковскому. В 2011-м Кремер, Аргерих и Евгений Кисин сыграли концерт в поддержку Ходорковского и других российских политзаключенных, пишет автор.
"В нынешнем году в Берлине некоторые музыканты, видимо, испугались, что будут ассоциироваться с политической кампанией и, следовательно, окажутся в оппозиции к стране, которая остается одной из великих музыкальных империй мира", - говорится в статье. Баренбойм в итоге попросил убрать свое имя с афиш и из программок концерта "В Россию с любовью". Он сидел в зале. "А когда он дважды выходил на сцену играть, камеры как бы случайно отключались", - пишет автор.
На концерте присутствовали немецкие политики и сотрудники НКО, российские активисты и изгнанники. Был старший сын Михаила Ходорковского Павел. В интервью Павел выразил надежду, что его отец выйдет на свободу в будущем году. "Я рассуждаю так: если до февральской Олимпиады они ничего не сделают, то и после ничего не сделают", - сказал он. Правда, сам Ходорковский-старший недавно написал в письме, что стал считать свой тюремный срок "вечным".
Произведения, включенные в концерт, несли политический смысл. Например, фрагмент из "Евгения Онегина" Чайковского - "композитора, чью гомосексуальность недавно отрицал российский министр культуры, пытаясь оправдать запрет "пропаганды гомосексуализма", пишет автор. Или произведение Шостаковича, чья музыка несколько лет была запрещена при Сталине.