Затонувшая российская подлодка унесла 9 жизней, но может вызвать радиоактивное заражение окружающей среды
В конце прошлого месяца, когда К-159, ржавую российскую субмарину, буксировали на подводную мусорную свалку, в ее корпусе открылась течь и она пошла ко дну в Баренцевом море. Погибли 9 моряков - не много по сравнению со 118 моряками, погибшими во время катастрофы другой атомной подводной лодки - "Курск" - три года назад. Однако последняя трагедия будет иметь более серьезные последствия.
Как сообщил Time высокопоставленный российский чиновник, К-159 "представляет гораздо большую угрозу, чем современный "Курск", из реакторов которого утечка радиоактивного материала до поднятия лодки с морского дна маловероятна".
"Предсказать, как К-159 поведет себя под водой, невозможно", - заявил российский источник.
Корпус подводной лодки находится под большим давлением на глубине 781 футов (около 240 м), а его корпус в значительной степени пострадал от коррозии. Хотя его реакторы были остановлены еще 15 лет назад, ядерное топливо - 1760 фунтов (почти 800 кг) - никто не выгружал. Кроме всего прочего, подлодка К-159 затонула в водах между Россией и Норвегией, в районе, который пересечен многочисленными коммерческими и рыбацкими маршрутами. Власти Норвегии ожидают доклада от специалистов по радиации, которые установят, не открылась ли в К-159 течь, пропускающая радиоактивные материалы.
Операции по спасению К-159 невозможны до мая будущего года. Российское военно-морское командование не указывает точной даты, но обещает, что поднимет подлодку до начала следующего года, причем без зарубежной помощи. Источники Time относятся к этому обещанию со скепсисом. Российские ВМС ограничены в средствах. Спустя три года после катастрофы с "Курском" они до сих пор не приобрели обмундирования и оборудования, необходимого для аналогичных спасательных операций. За это время правительство выделило всего 70 млн долларов на все ядерные очистки и хранение ядерных запасов страны. Между тем, подъем одного только "Курска" стоит 150 млн долларов.