Недавний чрезвычайный саммит ЕС пришел к выводу, что экономические санкции против России в данный момент не годятся. Тем не менее, они возможны в будущем, и это лишь одна из мер, которые может предпринять Запад для того, чтобы просигнализировать о своем недовольстве и попытаться изменить поведение России.
Однако маловероятно, что изменения позиции Москвы можно добиться путем дальнейшей изоляции, например путем исключения России из "большой восьмерки", приостановки переговоров по принятию России во Всемирную торговую организацию и Организацию экономического сотрудничества и развития, или путем осложнения получения виз или инвестирования для российских бизнесменов.
Как раз наоборот, Россию нужно продолжать вводить на глобальные рынки и в международные институты, а не изолировать. Воздействие ряда рыночных сил и хорошего управления уже сделало и сделает гораздо больше для того, чтобы показать России последствия ее действий, чем когда-либо смогут показать санкции.
За последние несколько лет российский рынок на базе высоких цен на нефть и газ привлек рекордные иностранные инвестиции, хотя стали очевидны и политические, и экономические риски. События типа прекращения газовых поставок на Украину и пересмотра нефтяных сделок, таких как с Shell на Сахалине, BP по Ковыктинскому месторождению, и относительно недавний конфликт акционеров в ТНК-BP, похоже, демонстрируют неуважение к контрактным соглашениям и законности и бесцеремонное попрание международно-признанных стандартов поведения.
На большинстве других рынков высокий политический риск и обычно низкий уровень управления оттолкнули бы людей, однако, учитывая приток нефтедолларов, инвесторы были готовы сделать ставку на Россию. Пока рынки переживали оживление, они даже предпочли закрыть глаза на традиционные инвестиционные критерии, стандарты корпоративного правления, должную экологическую дисциплину и другие меры долгосрочного стабильного развития.
На этот раз все по-другому. При экономическом спаде на Западе международные инвесторы потеряли аппетит к риску. С мая российский фондовый рынок опустился на 36%, и свою лепту в это внесли кризис вокруг ТНК-BP и грузинский конфликт. Продажа акций компаний, размещающихся публично, впервые обрушилась по сравнению с рекордными уровнями прошлого года, резко сократились заимствования, и валютные резервы России в августе пережили самое большое сокращение за 10 лет.
Рынки несут два четких сигнала: что инвесторы больше не хотят политической нестабильности и плохого управления, и что, даже имея огромные финансовые и нефтяные резервы, Россия не защищена от экономической турбулентности, влияющей на Запад. С сего момента России не так просто будет собирать средства на международных рынках акций и облигаций.
Один этот факт указывает на хорошую возможность вызвать изменения в России. Для того, чтобы привлечь иностранные инвестиции или сделать приобретения за границей, теперь российским компаниям придется в большей степени компенсировать осторожность рынка, демонстрируя лучшее стандарты управления, прозрачности и руководства.
Членство России в международных институтах - это тоже способ повлиять на ее поведение. Да, в нынешней напряженной атмосфере Россия четко озвучила скепсис в отношении международных институтов, и она может в одностороннем порядке сократить свое участие. Однако ясно даже самым ожесточенным националистам в Москве, что Россия получит больше, находясь внутри этих структур, чем извне. Влияние осуществляется в обоих направлениях: благодаря своему диалогу с международными институтами Россия в последние годы активно работала с целью введения законов и нормативов, особенно в сфере коммерческого и корпоративного права и привела значительную часть своего законодательства в согласие с законодательством ЕС и иной международной практикой. Вступая в ВТО или ОЭСР, Россия подвергается воздействию не только рыночных сил, но и лучших нормативов, стандартов контроля и корпоративного управления.
Действительно, огромные изменения, которые произошли в российской деловой практике в последние пять лет, несмотря на громкие конфликты в секторе природных ресурсов, случились благодаря международному бизнес-регулированию. Прошлогодний доклад Международного форума лидеров бизнеса об "Улучшении бизнес-стандартов в России" показал, что компании быстро адаптировались к международным нормам: советы с независимыми директорами стали функционировать лучше, появились хорошо управляемые внутренние отделы аудита, быстро вводятся прозрачные стандарты финансовой отчетности. Компании начинают получать выгоды от улучшения деловой практики - именно потому, что Россия интегрируется в глобальную экономику. Бизнес стал первичным каналом введения не только хорошего управления, но и более широких международных традиций и культуры.
Экономическая изоляция России, по сути, сократит возможности влияния, представляемые глобализацией. Она усилит настроения, согласно которым нужно оборонять "крепость Кремль", и заставит Россию перенаправить свой бизнес на другие авторитарные режимы, такие как Китай. Это также сократит влияние бизнес-сообщества в местной политической атмосфере.
В новой, более осторожной глобальной экономике сегодняшнего дня путем комбинации рыночных сил и строгой и последовательной международной регуляции следует поддерживать конкуренцию российских компаний на глобальных рынках на условиях самых лучших международных управленческих практик. Хотя это, возможно, не изменит российского отношения к "ближнему зарубежью" в ближайшем будущем или геополитическую мотивацию Запада, присутствие прогрессивного влияния бизнеса окажет сдерживающее влияние на изоляционистские тенденции в России и будет содействовать принятию международных норм поведения.
Брук Горовиц - исполнительный директор Российского отдела Международного форума лидеров бизнеса, который выступает за ответственную практику бизнеса в мире