В понедельник президент Дмитрий Медведев пообещал вывести российские войска из Грузии в течение месяца, а также дал согласие на отправку в регион наблюдателей ЕС. Молниеносный дипломатический рейд председателя Евросоюза Николя Саркози в Москву дал больше результатов, чем ожидалось, констатирует зарубежная пресса. Кремль, однако, продолжает твердо поддерживать независимость Абхазии и Южной Осетии. Возможно, в кавказском вопросе он сумеет навязать свою волю европейцам, полагают наблюдатели, да и США опасаются, что конфронтация с Россией "выйдет боком".
Российские солдаты должны оставить территорию, "бесспорно принадлежащую Грузии", до 11 октября, сообщает The Washington Post. ЕС обязался до 1 октября направить в зону конфликта 200 наблюдателей, а Россия - в течение десяти дней после этого вывести войска (предположительно, в Абхазию и Южную Осетию). Это решение отражает значительные уступки, на которые Москва пошла после нескольких недель жестких заявлений, которыми она отвечала на осуждение со стороны Европы и США.
В то же время противостояние России и Запада по вопросу о территориальной целостности Грузии продолжается, отмечает издание. В понедельник Медведев вновь выразил твердую поддержку Абхазии и Южной Осетии, вокруг которых разгорелся конфликт и которые Москва признала независимыми государствами. Он добавил, что Россия планирует подписать военные пакты с указанными республиками, которые согласились принимать на своей территории российских солдат.
В ходе переговоров возникли и "напряженные моменты", сообщает Le Journal du Dimanche. Когда российский президент Дмитрий Медведев на время вышел из комнаты, российские дипломаты попытались убрать из документа фрагмент фразы, обязывающий Москву вывести свои войска "на линии, предшествующие началу боевых действий". В ответ Николя Саркози встал и пригрозил покинуть переговоры: "Мы уходим, это не подлежит обсуждению, мы не можем согласиться с вторжением одной страны в другую". Вернувшийся Дмитрий Медведев призвал к спокойствию, и переговоры продолжились вплоть до заключения соглашения.
Попытка Саркози сдвинуть с мертвой точки кризис в Грузии принесла больше результатов, чем ожидалось, удивляется El Pais. Остается надеяться, что российское правительство выполнит договоренности, которых добился действующий председатель Евросоюза, пишет газета, хотя еще рано делать вывод об окончании военного конфликта в Грузии и начале мирного диалога о безопасности в регионе.
Российский президент после встречи с Саркози вновь заявил, что признание Россией независимости Осетии и Абхазии - шаг окончательный и бесповоротный. Это означает, что международные дискуссии, которые, согласно вчерашнему соглашению, начнутся 15 октября этого года, ограничатся обсуждением безопасности и стабильности в зоне конфликта и будущего беженцев, а не статуса этих территорий. Складывается впечатление, что Россия намерена навязать европейцам свою волю. А они, в свою очередь, готовы принять свершившееся вопреки более жесткой позиции Соединенных Штатов.
Впрочем, администрация Буша после длительных внутренних дебатов также решила не принимать непосредственных карательных мер против России, информирует The New York Times. Белый дом пришел к заключению, что экономические санкции выйдут боком: несговорчивость России только усилится, а Кремлю удастся сократить региональные и глобальные последствия своего вторжения в Грузию до рамок старомодной ссоры между Вашингтоном и Москвой.
Источники в Вашингтоне, однако, выразили сожаление, что Евросоюз не желает принять более жесткие меры и ограничивается вялыми заявлениями с критикой действий России. Тем не менее, как заявил в интервью министр обороны США Роберт Гейтс, администрация признает необходимость "долговременного стратегического подхода, а не тактических ответных действий, которые возымели бы негативные последствия в стратегической сфере". "Если мы будем действовать слишком поспешно, то сами можем оказаться в изоляции", - предостерег глава Пентагона.
В целом стратегия Вашингтона отражает желание отстоять территориальную целостность Грузии и ее роль символа молодой демократии, при этом не повредив сотрудничеству с Россией по ряду важных вопросов, в том числе в сферах борьбы с терроризмом, распространением ядерного оружия и наркоторговлей. "Нам... хотелось бы увидеть, что в области разрешения международных проблем Россия идет к более конструктивной роли партнера по сотрудничеству, а не швыряет еду на пол", точно капризный ребенок, сказал Гейтс.