За месяц, прошедший с начала российского вторжения в Грузию, администрация Буша выработала политику, которая способна успокоить некоторых критиков-либералов и расстроить твердых консерваторов. Вашингтон старается, не привлекая излишнего внимания, помочь грузинам оправиться от поражения, но при этом не загонять Россию еще дальше в угол.
Американская стратегия основана на стремлении к сотрудничеству с европейскими союзниками и на желании избежать односторонних военных угроз, которые бы их отпугнули. Позиции американской администрации смягчились и из-за ошибок, допущенных ранее в отношениях с непредсказуемым грузинским президентом Михаилом Саакашвили. Эти ошибки создали почву для неосмотрительного нападения 8 августа на Южную Осетию, за которое Россия решила наказать Грузию.
Короче говоря, эта политика стала результатом ряда внешнеполитических уроков, которые были усвоены под конец президентства Буша. Что интересно, контуры этой политики ближе к первоначальной осторожной реакции на грузинский кризис Барака Обамы, чем к резкому подходу Джона Маккейна.
Центральным моментом этой стратегии стало прозвучавшее на прошлой неделе объявление о том, что Соединенные Штаты предоставят Грузии гуманитарную помощь и помощь на восстановление в объеме 1 млрд долларов. США, однако, не станут немедленно помогать в восстановлении грузинской армии, на что надеялись некоторые политики в Тбилиси и Вашингтоне. Демонстративное турне по странам региона, предпринятое на прошлой неделе вице-президентом Чейни, обеспечило американской политике воинственное прикрытие и было призвано поддержать соседей России. Однако политика скорее направлена на то, чтобы избежать новой холодной войны, а не развязать ее.
Сосредоточившись на помощи гражданскому населению, администрация демонстрирует сразу несколько моментов. Она подтверждает европейцам, что не станет усиливать военную составляющую в грузинском кризисе и превращать его в конфронтацию США с Россией. В то же время Вашингтон предупреждает Саакашвили, что ему следует сбавить обороты и избегать опасных провокаций в адрес Москвы. Представители администрации опасаются, что грузинский лидер уже допустил эту ошибку, когда в середине августа призвал к срочному перевооружению.
Как сообщается, Буш хочет показать Саакашвили: "Мы с вами. Мы всерьез озабочены вашим выживанием и интересами. Но будьте умнее. Не давайте России повода". Эта просьба "притормозить" отражает недовольство администрации тем, что Саакашвили в последние два года неоднократно пренебрегал советами не провоцировать Россию в связи с конфликтом вокруг спорных регионов - Абхазии и Южной Осетии.
Представители американской администрации, пообещавшие Москве сдерживать Саакашвили, были раздосадованы, когда 8 августа он напал на Южную Осетию. По мнению чиновников, таким образом он пытался поставить Россию перед свершившимся фактом прежде, чем та успеет ответить. Представители США подвергают сомнению утверждения Саакашвили, что в момент начала наступления русские уже переправляли технику через Рокский тоннель в Южную Осетию.
Перед администрацией стоит и более масштабная дилемма: как показать России, что она допустила серьезную ошибку, вторгнувшись в Грузию, но не внушить Москве ощущение еще большей изоляции и не спровоцировать агрессию. Как считают представители администрации, новая Россия одной ногой стоит в XXI веке и занимает все более серьезные позиции на мировом рынке. Однако премьер-министр Владимир Путин, который руководит политикой в отношении Грузии, по мнению Вашингтона, другой ногой остался в XIX веке - он воспринимает интересы России сквозь призму устаревших представлений о "великой державе" и считает, что контроль над физическим пространством является ключом к безопасности и стабильности.
За минувший месяц российская экономика серьезно заплатила за атавистическую стратегию Путина. Российский рубль пережил резкое падение, в результате которого Центральному банку пришлось вмешаться для поддержки валюты. На российском фондовом рынке также был отмечен спад: с 7 августа стоимость акций на основной бирже РТС снизилась на 290 млрд долларов. Напуганные авантюризмом Путина инвесторы за последние недели вывели из страны 21 млрд долларов, сообщается в докладе компании Goldman Sachs, который в пятницу процитировала газета The Financial Times.
Администрация США хочет удержать Путина от падения в пропасть. Американское руководство считает, что его преемник, президент Дмитрий Медведев, понимает, что в будущем Россия должна стать державой XXI века. Они хотят избежать стратегии, которая бы ненамеренно подрывала позиции Медведева и играла на руку лагерю Путина.
В результате стратегия администрации Буша в последнем, вероятно, внешнеполитическом кризисе на ее веку свелась к следующему: никакого бряцания оружием; никаких попыток исключить Россию из "большой восьмерки" в духе Маккейна. Вместо этого - сотрудничество с Европой, пусть это будут французские дипломаты, ради Бога! В этой политике Вашингтон исходит из идеи, что глобальные рынки капитала - более удачный инструмент сдерживания, чем блеф и угрозы со стороны США.