Евросоюз, наконец, начал овладевать внешнеполитической стратегией и дипломатией, связанной со вторжением России в Грузию. Некоторые комментаторы заявили на прошлой неделе, что участники саммита проявили недостаточно решительности перед лицом российской агрессии. Но эти критики ошибаются. Встреча в Брюсселе показала, что лидеры ЕС уже начали думать стратегическими категориями, признавая, что в Европе мы столкнулись с новой проблемой: с возрождающейся ядерной державой, готовой пустить в ход военную силу для защиты своих интересов.
Нужно еще многое сделать, чтобы консолидировать европейскую внешнюю политику, учитывая различные традиции, интересы и представления членов ЕС. Но саммит прошлой недели создал предпосылки для формирования единого видения. На протяжении долгих лет Россия оставалась вопросом, по которому лидеры ЕС расходились больше всего. Теперь они все в один голос четко и ясно призвали Москву обратиться к здравому смыслу.
Основная цель состоит не в том, чтобы не дать России завоевать позиции мировой державы - этой позиции она, безусловно, заслуживает. Задача в том, чтобы убедить Москву добиваться своего не с помощью оружия, а с помощью непреодолимой силы притяжения.
С учетом ее огромных природных ресурсов, Россия, конечно, будет играть важную роль на мировой арене. Но она выбрала неправильные принципы поведения, копирующие провальные модели прошлых столетий - жесткий контроль над соседями, создание сфер влияния, совершение односторонних действий, агрессивное преследование национальных интересов, включая использование силы. Анахронические принципы и цели России переставляют угрозу для Европы и мирового порядка.
Если России удастся восстановить свою гегемонию в большей части бывшей советской империи, на континенте появятся два конкурирующих блока. Россия Владимира Путина и Дмитрия Медведева готова вернуться к конфронтации прошлого. Чтобы достойно встретить эту угрозу, ЕС придется противоречить самому себе. Ему придется отойти от политики и принципов, заложенных в его основу. Вместо того чтобы искать сотрудничества с соседями, а то и непосредственного расширения, ЕС будет вынужден строить новые стены. Мы должны предотвратить реализацию этого мрачного сценария.
Экс-министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили была прав, когда сказала, что побороть Россию возможно только "с помощью интеллекта и политического опыта, а не путем демонстрации силы".
Должно произойти следующее. Во-первых, Европа должна продолжить переговоры с Россией, хотя диалог не может быть таким открытым и романтичным, как раньше. Нам нужна стратегическая дисциплина, дистанцированность и внимание. ЕС должен наблюдать за поведением российских предприятий на его рынках, чтобы проследить, что они тайно не проводят программы от лица Кремля. Брюссель также должен предупредить европейских инвесторов, чтобы они не делали слишком большой ставки на Россию.
Вопросы энергетической безопасности должны браться в расчет при рассмотрении пакета мер ЕС по борьбе с изменением климата, являющегося важным проектом нынешней Еврокомиссии. По данным швейцарского банка UBS, чтобы вписаться в брюссельские рамки по объему выбросов, Европа должна перейти к выработке 430 млрд киловатт-часов, или 13% всей своей энергии на газовых, а не на угольных электростанциях, что существенно повысит ее зависимость от российского газа.
Если Евросоюз всерьез подходит к построению уверенных отношений с Москвой, он должен представить механизмы безопасности, такие как максимальные и минимальные ценовые пределы. Это бы предотвратило чрезмерный рост цен на уголь, который только способствует повышению спроса на российский газ.
Во-вторых, вступление в ЕС должно стать реальной перспективой для наших восточных соседей, в особенности для Украины. Только возможность западного пути развития может убедить общественное мнение в этом регионе в том, что его судьба не связана на безоговорочных условиях с Россией. Такая европейская перспектива не означает немедленного вступления, но является обязывающим обещанием членства в случае соответствия всем критериям. Европейские лидеры должны сделать регион стратегическим приоритетом.
В-третьих, мы должны стремиться выделить России место в европейской архитектуре. Сегодня мы не можем концептуализировать такую роль Москвы, которая оказалась бы удовлетворительной для России и полезной для Европы. Отсутствие концепции является одной из причин наших политических неудач.
Без такой концепции Европе нечего предложить России, которая, в свою очередь, вряд ли представляет себя в иной роли, кроме как в роли отдельно стоящей державы, лишенной союзников. Как отметил оппозиционный политик Борис Немцов, выступавший с критикой Путина, если Россия не впишется в концепцию безопасности Европы, Москва будет "угрожать всем вокруг в поисках врага".
В целом, возрождающаяся самоуверенность России зиждется на зыбком основании. Экономический рост России в основном базируется на сырье. Ее инфраструктура и промышленность отчаянно нуждаются в модернизации. Население России быстро стареет. Чтобы урегулировать эти проблемы, Москва нуждается в сотрудничестве с Западом. Она не может позволить себе изоляцию и потерю своих позиций в политических и экономических институтах и среди инвесторов, как показал вывод иностранных средств и падение российского фондового рынка после вторжения в Грузию.
Россия сама воплотила в жизнь свое пророчество о превращении в страну без друзей и союзников. Война в Грузии привела к полной изоляции России. Никто не поддержал ее блицкрига.
Россиянам и их лидерам есть о чем задуматься. Сплоченный Евросоюз с единой стратегией для всего континента смог бы помочь России выбрать сотрудничество, а не конфронтацию.
Олеховский - бывший министр иностранных дел и финансов Польши. Свебода - президент Центра европейской стратегии demosEuropa