После непростого лета Владимир Путин принимал в Сочи иностранных экспертов, приглашенных дискуссионным клубом "Валдай": эта уже ставшая традиционной за семь лет встреча позволяет ему блистать, не встречая серьезного сопротивления, пишет Le Monde.
"Приглашенные слушают и записывают, напоминая прилежных учеников, как вдруг хозяин ужина восклицает: "Что такое путинизм? Я не знаю. Это хорошо или плохо?" Иностранные эксперты не решаются отвечать. Но за время ужина, длящегося более двух часов, у них появляются некоторые соображения по этому поводу", - рассказывает корреспондент Петр Смоляр.
"Путинизм - это уверенность на грани высокомерия, полное отсутствие сомнений и сожалений. Это непоколебимая вера во всемогущество государства, являющегося движущей силой модернизации - священного слова для нынешней российской власти. Это своеобразный способ отправить иностранного собеседника в нокаут, сославшись на реалии его страны, - отмечает автор статьи. - Но в первую очередь путинизм - это двусмысленное отношение к закону, который интерпретируется по собственному усмотрению в стране "правового нигилизма".
"Закон - это одновременно щит и меч в борьбе с "нестабильностью", ключевым словом официальной российской доктрины (...). Поэтому, - полагает автор статьи, - не может быть и речи о какой-либо снисходительности к бывшему владельцу компании ЮКОС Михаилу Ходорковскому, до сих пор находящемуся в тюрьме".
"Премьер-министр в курсе всех технических вопросов, он говорит одновременно как участник предвыборной кампании и как апологет собственной деятельности. По его мнению, Москва успешно справилась с потрясениями финансового кризиса. Лейтмотивом в его словах звучит идея постепенной модернизации", - пишет газета.
"Премьер-министр не видит опасности в чрезмерной персонификации власти: ничего удивительного, он сам от этого выигрывает. Судя по его словам, бесполезно выискивать разногласия между ним и Медведевым", - подчеркивает Смоляр.
"Но закон может стать и поводом для замешательства, когда ему противопоставляется вера внутри самой Российской Федерации. На вопрос Le Monde о Чечне и насаждении исламских законов главой республики, ставленником Москвы Рамзаном Кадыровым Путин уклончиво отвечает, что не знает о подобных фактах", - пишет в заключение издание.