Последствия Холокоста ощущают на себе не только его непосредственные жертвы, но и их дети, пишет обозреватель TIME Джеффри Клугер. В XXI веке многим бывшим узникам наверняка поставили бы диагноз "посттравматическое стрессовое расстройство" (ПТСР). Но в XX веке такого диагноза попросту не существовало, а следовательно, не было и эффективных методов лечения: "целое поколение выросло в семьях, где один или оба родителя вели внутреннюю борьбу с неописуемыми демонами, одновременно пытаясь обеспечить детям счастливое детство".
Ученые много занимаются изучением симптомов ПТСР у детей тех, кто пережил Холокост: обнаруживаются особенности поведения и даже повышенный уровень гормона кортизола. Всегда считалось, что причина - воспитание: у нервных родителей вырастает нервный ребенок.
Однако авторы нового исследования утверждают, что психологические травмы родителей могут сказываться и на генах нового поколения, подчеркивает автор. Исследование, результаты которого только что опубликованы в журнале Biological Psychiatry, провела группа под руководством нейробиолога Изабель Мансуи из Цюрихского университета.
В ходе эксперимента ученые растили мышат мужского пола в изоляции от матерей. Во взрослом возрасте у животных проявлялись симптомы ПТСР. Более того, все 5 генов, ассоциируемые с поведением, работали ненормально - либо чрезмерно активно, либо слишком вяло. Потомство этих мышей растили в нормальных условиях - с матерями (самцы мыши от природы вообще не интересуются своими детьми). "Но во взрослом возрасте второе поколение проявило ту же тревожность - и сохранило генетические изменения", - повествует издание.