Le Nouvel Observateur публикует фрагменты беседы с бывшим министром иностранных дел Германии Йошкой Фишером и действующим министром иностранных дел Франции Бернаром Кушнером.
Отметив достижения саммита G20, Бернар Кушнер признал, что "это, увы, еще не конец кризиса (...), но начало новой эры для нашей экономической и финансовой системы". Йошка Фишер подчеркнул, что все антикризисные инициативы ЕС зависят от действий Франции и Германии ввиду их значительного экономического веса в зоне евро. "Возможно, мы пока недооцениваем размах этого кризиса, в том числе и в политическом плане, настолько болезненны его последствия. Никто не был готов к такому обвалу", - сказал он.
Говоря о России, Бернар Кушнер отметил: "Россия - наш сосед и должна быть нашим естественным партнером. Энергетический кризис и прекращение поставок газа вынудили нас отреагировать". В этом кризисе Европа была сильнее и решительнее, так как действовала сообща. Он подчеркнул, что с Россией необходимо вести диалог. При этом он убежден, что Россия не может навязывать ЕС свою волю, и Европа выступает решительно против признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, пишет газета.
По мнению Йошки Фишера, Россия - стратегический вызов для будущего Европы. "Чтобы на него ответить, мы должны развивать стратегическое партнерство и обращаться с Россией не как с врагом, а как с партнером, хотя иногда это и непросто. Надо исходить из того, что мы против какого-либо пересмотра постсоветского геополитического порядка. Россия не должна вновь становиться империалистической державой. Независимость Украины, Грузии и других бывших советских республик представляет для Европы основной стратегический интерес", - цитирует издание слова бывшего министра иностранных дел Германии. Кроме того, он отметил, что своими разногласиями страны ЕС "направляют России негативные сигналы", и подчеркнул необходимость восстановления европейского сотрудничества, в частности, во внешней политике и в энергетической сфере.
Также в ходе беседы Йошка Фишер выдвинул идею создания единого европейского рынка газа: "Франция и Германия - два крупнейших поставщика газа в Европе. Почему бы не договориться?" В ответ Бернар Кушнер отметил, что единая энергетическая политика - один из приоритетов французского руководства, но ей помешал экономический кризис. Он также предложил связать европейские страны газопроводами ЕС, а Йошка Фишер не исключил участия в этом проекте российского "Газпрома": "Если в этом проекте будут участвовать только крупные газовые компании, это укрепит нашу энергетическую безопасность", - приводит издание его слова. На что Бернар Кушнер возразил, что во время мирового финансового и экономического кризиса, а затем и европейского газового кризиса такой проект представлялся неосуществимым.
Йошка Фишер подчеркнул, что безопасность ЕС зависит от политики расширения Евросоюза. "Нам угрожает не массированное военное вторжение, а нестабильность и негосударственные силы. Если мы допустим существование у наших границ очагов нестабильности, придется заплатить очень высокую цену", - сказал он в интервью изданию. Фишер также отметил, что Турция занимает важную стратегическую позицию: "Турция граничит с Ираном, Россией и исламским миром. Она расположена на перекрестке газопроводов. (...) Ее вступление (в ЕС) представляется мне единственным выходом", - приводит его слова Le Nouvel Observateur. Необходимо, убежден Фишер, отдавать себе отчет в том, что Турция уже начинает отворачиваться от Запада и отдает предпочтение Азии.
"Что касается Украины, - сказал Йошка Фишер, - мы должны поддержать ее независимость и развивать с ней сотрудничество, особенно в плане торговли вне зависимости от того, является она членом ЕС или нет. Вступить в Евросоюз она может разве что в далеком будущем. То же самое можно сказать и о странах Кавказа. Что касается балканских государств, надо дать им возможность как можно скорее присоединиться к ЕС".
Бернар Кушнер подчеркнул, что для достижения долгосрочной стабилизации на Балканах и в отношениях с Украиной надо, в первую очередь, договариваться с Россией. Йошка Фишер сказал, что это касается и Кавказа. "Разумеется, - согласился Бернар Кушнер. - Но Кавказ дальше от Европейского союза". По словам главы французской дипломатии, Европа обладает в глазах этих стран огромной привлекательностью, так как они видят в ней решение всех своих проблем.
Кушнер напомнил, что шесть государств-основоположников ЕС выступали против присоединения Украины и Грузии к ПДЧ, так как, по их мнению, эти страны не готовы к членству в НАТО. "Другой вопрос - Турция. В настоящий момент я являюсь верным слугой французской политики, но лично я считаю, что Турция - мост между Ближним Востоком и Европой", - отметил он.
Кушнер подчеркнул важность диалога с новой американской администрацией. К счастью, сказал он, с приходом президента Обамы политика США радикально изменилась. Йошка Фишер добавил: "Не знаю, понимают ли некоторые наши лидеры, какие ставки связаны с успехом политики Обамы. Разделяем мы его взгляды или нет, если он потерпит поражение, это будет катастрофа, потому что тогда к власти в США вернутся непримиримые правые".